
1950-е. Холст, масло. Частная коллекция
Есть действительно «нехорошие» произведения живописи. Многие считают их даже проклятыми. И не без оснований. Самая сильная тайна Джованни Браголина (также известного как Бруно Амадио) связана с его картиной «Плачущий мальчик». Она укутана легендами и обречена всю жизнь вызывать страх.
О художнике нет практически никаких данных, хотя жил он в прошлом столетии. Обобщая источники, сказать наверняка можно лишь то, что он был итальянцем. Сменил свое настоящее имя с Бруно Амадио на Джованни Браголин он взял этот псевдоним после Второй Мировой Войны, когда переехал в Испанию. И также, что он воевал на стороне Муссолини. Остальные факты переходят в мифы, не давая никакой достоверной информации.
Легенд, связанных и с полотном «Плачущий мальчик», предостаточно. Самая популярная версия гласит, что картина портрет родного сына Джованни, при том, что о его семье ничего не известно. Чтобы получить достоверное выражение отчаяние, страха и боли, художник использовал страх ребенка перед огнем, чтобы результат вышел более достоверным. Говорят, что мальчик, когда уже больше не мог сдерживаться, крикнул отцу, чтобы он сам сгорел. И уже здесь версии расходятся. Мальчик умер от пневмонии, однако Браголин, по разным сведениям, умер почти сразу, сгорев в своей мастерской со смотрящим на него с картины ребенком, либо от рака спустя много лет. Нет никаких подтверждений ни тому, ни другому варианту.
Другая версия повествует о том, что творец изображал детей из детских домов. Несчастных, отчаянных и готовых показать свое страдание любому доброму человеку. Быть может, Бруно Амадио работал именно с такими детьми, поэтому на его полотнах они получались так правдиво. Добавляют и то, что Джованни дарил детским домам «Плачущего мальчика» в качестве подарка за помощь, и те через некоторое время сгорали.
Непризнанной версией является та, где Браголина описывают, как мучителя детей. Учитывая, что во время войны он находился на стороне фашистов, в это не так тяжело поверить. Есть много фактов, подтверждающих, как много было опытов над детьми в те времена. Поэтому легко представить, что человеку, видевшему и принимавшему участия в издевательствах над детьми, страдания и боль давались более чем легко.
Откуда взялась легенда про «проклятье картины» Одна газета в Северной Англии вовремя выпустила статью о том, какими последствиями обладает владелец репродукции «Плачущего мальчика». Рассказывались истории, где люди сгорали, если в доме висела картина. При том, картина оставалась целой. Изготовитель репродукций уверял, что это происходило из-за высокого качества бумаги. А затем было предложено принести репродукции в издательство, где их сожгут. Конечно, после этого количество читателей увеличилось в несколько раз. Никто так и не может с уверенностью сказать, было ли это рекламным ходом или желанием предупредить.
Кто знает, были ли все эти истории правдивы. Может, это вымысел журналистов или самих людей, однако смотреть на картину в интернете сложно долгое время. И без того мистическая картина показывает плачущего ребенка. Симпатичного, очаровательного, но несчастного.