История одного шедевра. «Похищение дочерей Левкиппа», Питер Пауль Рубенс

 

История одного шедевра. «Похищение дочерей Левкиппа», Питер Пауль Рубенс ок. 1617—1618г.г. Холст, масло. Размер: 224 × 211см.Старая пинакотека, МюнхенОдна из прославленных работ Питера Пауля

ок. 1617—1618г.г. Холст, масло. Размер: 224 × 211см.
Старая пинакотека, Мюнхен

Одна из прославленных работ Питера Пауля Рубенса, Отличительные особенности картины: мощная экспрессия, динамика, диагональная композиция, не говоря уже о качественной живописи.

Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах, сыновьях Зевса и Леды, Касторе и Поллуксе, похитивших дочерей царя Левкиппа — Гилаиру и Фебу. В этом сюжете художника увлёк драматический момент похищения, дающий богатые возможности для пластических решений.
Место действия – Спарта. Главные действующие лица:братья-близнецы Кастор и Поллукс и их двоюродные сестры, дочери их дяди Левкиппа – Феба и Гилайера. Эти две сестры – одновременно и невесты Идаса и Линкея, двоюродных братьев Кастора и Поллукса. Сюжет достаточно запутанный: братья крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. Родство не прямое, а двоюродное.
Подобные похищения в те времена не вызвали активного сопротивления, поскольку они означали замужество. Выход замуж, как и рождение детей, в Древней Греции были религиозной обязанностью. Жених просто должен был невесту украсть. Никто не спрашивал согласия на брак: крали, приводили в дом – и для женщины начиналась семейная жизнь.

Возмездие для главных героев картины Рубенса последовало вскоре после похищения сестер. Смертный Кастор погиб. Поллукса тоже ожидала смерть, но Зевс дал ему бессмертие. И вот здесь самый значимый момент в истории: брат просит Зевса сохранить жизнь брату. Зевс ему говорит, что может дать ему (смертному) только половину бессмертной жизни. То есть полдня можно проводить на Олимпе, а полдня – в царстве мертвых. То же самое будет с Кастором. Поллукс согласился.

Именно это – бесконечная братская любовь, готовность жертвовать собой для брата – и стала причиной того, что имена братьев остались в истории. Очень необычной, очень великой была жертва во имя братской любви!

 

Есть еще одно полотно с таким же названием, которое является экспонатом Национального музея искусства, архитектуры и дизайна в Осло. Картина «Похищение дочерей Левкиппа», написанная предположительно в 1610–1611 годах, первое обращение Рубенса к этому сюжету.

Долгое время картина считалась подделкой, но благодаря стараниям эксперта антверпенского Музея изящных искусства Нико Ван Хаута была признана подлинником Рубенса.

Полотно отправили в несправедливую «ссылку» в 1950 году, когда эксперт по Рубенсу Юлиус Хелд (Julius Held) назвал его подделкой. «Похищение дочерей Левкиппа» пылилась в темном углу музея в Осло, когда голландский куратор Ван Хаут впервые ее заметил. «Я был поражен, когда увидел ее, — комментирует куратор Ван Хаут. — Я уверен в том, что картина подлинная, так же как и многие мои коллеги.

О других шедеврах по тегу #album_masterpiece

История одного шедевра. «Похищение дочерей Левкиппа», Питер Пауль Рубенс ок. 1617—1618г.г. Холст, масло. Размер: 224 × 211см.Старая пинакотека, МюнхенОдна из прославленных работ Питера Пауля

История одного шедевра. «Похищение дочерей Левкиппа», Питер Пауль Рубенс ок. 1617—1618г.г. Холст, масло. Размер: 224 × 211см.Старая пинакотека, МюнхенОдна из прославленных работ Питера Пауля

Источник


Добавить комментарий