История одного шедевра. «Портрет Анны Ахматовой», Кузьма Петров-Водкин

 

История одного шедевра. «Портрет Анны Ахматовой», Кузьма Петров-Водкин 1922г. Холст, масло. Размер: 54,5 х 43,5 см. Русский музей, Санкт-Петербург.Одна и самых известных и удивительных работ,

1922г. Холст, масло. Размер: 54,5 х 43,5 см. Русский музей, Санкт-Петербург.
Одна и самых известных и удивительных работ, выполненных художником в период его позднего творчества.
Позднее творчество Петрова-Водкина ознаменовалось желанием отойти от стремления найти решение универсальных вопросов бытия, характерного для композиционных полотен мастера. Он обращается к жанру портрета, значительно сужая тем самым свою художественную задачу, которая теперь ограничивалась стремлением передать в мельчайших деталях любое понравившееся лицо. Именно поэтому полотна художника отличаются очень большим портретным сходством.
Особенно часто Петров-Водкин рисовал свою жену Марию Федоровну и других близких людей. Однако среди его работ также попадаются изображения известных людей. К ним относится и «Портрет Анны Ахматовой» (1922).
Портретируя известного человека, художник порой чувствует несвободу как результат двойной ответственности — и перед собой, и перед историей; к тому же он знает, что рискует прийти в столкновение с общественным мнением, которое хочет, чтобы раскрытие в портрете внутренних черт изображенного полностью отвечало общепринятому представлению о данном лице.
Здесь ситуация усложнялась еще и тем, что Анну Ахматову писали и рисовали многие, и Петров-Водкин невольно вступал в творческое соревнование, — например, с портретом работы Натана Альтмана. Петров-Водкин с честью вышел из этого испытания.
Он увидел в Ахматовой не просто знаменитую поэтессу, но человека глубокого и многогранного дарования, личность, достойную самого пристального внимания, художника, для которого поэзия — не форма выражения эмоций, а смысл жизни.
Портрет характерен для живописи Петрова-Водкина тех лет: крупно взятая голова на стройной шее, ясный цветовой контраст светлых розоватых тонов лица и ультрамарина фона. Пристальное, в упор вглядывание позволяет живописцу проникнуть в самую душу своей темы и создать в небольшом и внешне непритязательном портрете образ серьезный и убедительный, лишенный внешней аффектации.
Проступающие из синевы фона черты юной девы, потупившей глаза и как бы прислушивающейся к голосу поэтессы, — очевидно, ее музы, — представляют некоторую дань Петрова-Водкина той традиции классического искусства прошлого, от связи с которой он никогда не отказывался.
Если еще раз вспомнить о прекрасном альтмановском портрете Ахматовой, блистательной и светски экстравагантной, то работа Петрова-Водкина покажется, конечно, скромной и камерной, по раскрывающей иные, в конечном счете не менее существенные качества модели.
Интересно, что в этом же 1922 году портрет Ахматовой написала другая известная художница Зинаида Серебрякова. И ее работа получилась совсем другой. Ахматова Серебряковой счастливая, молодая и женственная прямая противоположность тому человеку, которого увидел Петров-Водкин.
О других шедеврах по тегу

 

Источник


Добавить комментарий