Ёптель

это не вероятно, но факт!

История одного шедевра. «Последний день Помпеи», Карл Брюллов

 

История одного шедевра. «Последний день Помпеи», Карл Брюллов 1833г. Холст, масло. Размер: 456,5 × 651 см.Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургВ 1822 году Карл Брюллов отправился в

1833г. Холст, масло. Размер: 456,5 × 651 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1822 году Карл Брюллов отправился в пенсионерскую поездку в Италию от Императорской Академии художеств на четыре года. Но прожил там 13 лет. Мысль написать большое полотно, посвящённое гибели Помпеи, пришла художнику летом 1827 года во время поездки в Неаполь, где он побывал на раскопках древнего города. Заказчиком полотна стал князь Анатолий Демидов.

Сюжет повествует о древнеримской трагедии — гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана унесло жизни двух тысяч жителей. В целом работа над картиной заняла около шести лет — с 1827 года, когда Брюллов создал первые наброски и эскизы, до 1833 года. Окончательная версия большого многофигурного полотна создавалась в 1830—1833 годах.

После завершения работы над картиной Карл Брюллов начал показывать её в своей мастерской в Риме. Популярность картины и её автора стремительно росла. Затем полотно перевезли в Милан, где оно экспонировалось на Миланской художественной выставке 1833 года. Вдохновлённый успехом картины в Италии, её владелец Анатолий Демидов добился включения творения в экспозицию Парижского салона, открывшегося в марте 1834 года, где произведение Брюллова получило большую золотую медаль.

Летом 1834 года картина «Последний день Помпеи» была отправлена из Франции в Санкт-Петербург, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения. В 1851 году картина поступила в Эрмитаж, а в 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей)

 

Александр Пушкин также посвятил картине Карла Брюллова стихи:
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Упоминает «Последний день Помпеи» и Михаил Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская»: «Если вы любите искусство, то я могу сказать весьма приятную новость: картина Брюллова «Последний день Помпеи» едет в Петербург. Про нее знала вся Италия, французы ее разбранили», — Лермонтов явно знал об отзывах парижской прессы.

Российский историк и путешественник Александр Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии.

А Николай Васильевич Гоголь посвятил картине большую статью, написав: «Кисть его вмещает в себе ту поэзию, которую только чувствуешь и можешь узнать всегда: чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки, но слова их никогда не расскажут. Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы».

О других шедеврах по тегу #album_masterpiece
#album_ruspainting

Источник