Ёптель

это не вероятно, но факт!

История одного шедевра. «Прекрасная Ферроньера». Школа Леонардо да Винчи

 

История одного шедевра. «Прекрасная Ферроньера». Школа Леонардо да Винчи 149096/149597 Дерево, масло. Размер: 62 × 44 см см.Лувр, ПарижВ 19 веке эта картина пользовалась очень большой

149096/149597 Дерево, масло. Размер: 62 × 44 см см.
Лувр, Париж

В 19 веке эта картина пользовалась очень большой популярностью и часто копировалась многими художниками. По наиболее распространенной версии это портрет Лукреции Кривелли, любовницы герцога Миланского Лодовико Сфорцы, покровителя Леонардо да Винчи. До Лукреции Кривелли сердце герцога было пленено Цецилией Галлерани, которую в семнадцатилетнем возрасте также изобразил Леонардо на картине «Дама с горностаем». Раньше считалось, что на этих портретах великого художника изображена одна и та же женщина, потому что в левом верхнем углу картины «Дама с горностаем» c серьезными грамматическими ошибками написано «LA BELE FERIONIERE/LEONARD DAWINCI». Считается, что эта надпись по недоразумению была сделана на картине при её реставрации вскоре после того, как ее приобрел в 1798 году и перевез в Польшу Адам Ежи Чарторыйский, будущий министр иностранных дел Российской Империи.

Картину «Прекрасная Ферроньера»иногда называют «Портретом незнакомки», (подчёркивая нерешённость вопроса о личности изображённой на нём девушки). Автор точно неизвестен. Скорее всего, она плод совместного творчества великого Леонардо да Винчи и его учеников. Возможно, это был Бернардино деи Конти (по предположению Беренсона) или Больтраффио (по мнению Герберта Кука), или Франческо Мельци. На мысль о работе ученика мастерской Леонардо исследователей творчества великого мастера наводит отмечаемая ими небрежность в выполнении картины, хотя это может объясняться следованием традициям миланской придворной живописи, требовавшим изображать модель в неестественной позе и уделять больше внимания деталям одежды и украшениям, чем лицу портретируемого.

 

Документально подтвержденная история картины начинается с 1642 года, когда она упомянута впервые в списке королевской коллекции Фонтенбло как картина да Винчи, изображающая некую герцогиню Мантуанскую (une Duchesse de Mantoue). В том же списке упоминается картина под названием «Belle Ferronnière», но оно относится к другому портрету, профильному, который в настоящий момент идентифицирован как портрет Бьянки Марии Сфорца. Именно эта картина является первым обладателем имени «Прекрасная Ферроньера». К 1709 году произошла путаница, и в новом списке, сделанном Байли, картина Леонардо фигурирует уже под привычным для нас названием, отняв его у соседки по коллекции. В Лувр картина попала из королевского собрания, так что провенанс картины прослеживается на несколько веков.

О других шедеврах по тегу

Источник