Ёптель

это не вероятно, но факт!

История одного шедевра. «Радуга», Архип Куинджи

 

История одного шедевра. «Радуга», Архип Куинджи 19001905. Холст, масло. Размер: 110 × 171 см. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургКартина «Радуга» считается одним из шедевров позднего

19001905. Холст, масло. Размер: 110 × 171 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина «Радуга» считается одним из шедевров позднего периода творчества Куинджи.

Со второй половины 70-х годов Куинджи находит особую, ни на кого не похожую манеру. Ее называли декоративной, а иногда и просто иллюзионистической. В это время были созданы его шедевры — «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879), «Лунная ночь на Днепре» (1880). Более поздняя «Радуга» во многом перекликается с работами этого периода. Успех «Лунной ночи на Днепре» был небывалый. После выставки этой картины Куинджи не выставлял свои работы на суд публики до конца века.

«Радуга» стала одной из первых, которую Куинджи показывал публично после долгого периода. По композиции и тематике она созвучна с более ранней картиной «После дождя», написанной в 1879 году. Даже мотивы использованы те же: дорога, радуга и хлебное поле. Но настроение этой картины — совсем другое, и эта смена иллюстрирует эволюцию художественного мира Куинджи. От социальной критики он двинулся к поиску нового идеала.

 

Художник писал картину пять лет. Одновременно с «Радугой» он создает множество этюдов с закатами солнца, и опыт этих этюдов не мог не сказаться на колористическом решении. Существенно изменились за это время и художественные приемы, которыми пользовался Куинджи. В «Радуге» он предстает непревзойденным мастером создания цветовых и световых эффектов.

Если следовать описанию картины, то пейзаж покажется архипростым: степь под ярким синим небом. Нет высоких деревьев, густого кустарника, только поле. Трава любимого Куинджи зеленого цвета значит, недавно прошел дождь. На холме чуть поодаль трава уже пожелтела под солнечными лучами близок конец лета. Посреди степи проложена узкая дорога. Вдали, над самым горизонтом, еще видны низко нависшие темные грозовые тучи и полоски дождя.
Пейзаж продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приемов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами было налицо. В своих работах он часто использует разделение динамичных и прерывистых мазков и тонким сочетанием различных цветов.

Существует также другая, меньшая по размеру картина Куинджи «Радуга» (18851895, бумага на картоне, масло, 20 × 31 сантиметр). Она хранится в Чувашском государственном художественном музее в Чебоксарах.

О других шедеврах по тегу

Источник