Ёптель

это не вероятно, но факт!

История одного шедевра. «Руки молящегося», Альбрехт Дюрер

 

История одного шедевра. «Руки молящегося», Альбрехт Дюрер ок. 1508г. Размер: 29,1 × 19,7 см. Галерея Альбертина, ВенаРисунок, на котором изображены две сложенные в молитве руки, выполнен кистью

ок. 1508г. Размер: 29,1 × 19,7 см. Галерея Альбертина, Вена

Рисунок, на котором изображены две сложенные в молитве руки, выполнен кистью серым тоном и белилами на синей грунтованной бумаге и является штудией к центральной части «Алтаря Геллера», однако, этот рисунок более известен, чем само произведение.

Для Дюрера было важно изобразить руки с анатомической точностью. В качестве «модели» мастер взял свою левую руку, а правая рука была изображена с помощью зеркала. Впрочем, есть ещё одна теория, которая говорит о том, что на рисунке руки брата Дюрера.

Несмотря на отчаянную бедность, двое братьев смели мечтать, и мечта у них была одна оба хотели стать художниками. Они прекрасно понимали, что их отец никогда не сможет ни одному из них собрать средства на учебу в Художественной академии. Согласно легенде они пришли к такому решению. Договорились подбросить в воздух монетку, проигравший должен будет пойти работать в шахты и оплачивать обучение победившего. А по окончании учебы выигравший оплатит занятия другому, выручив деньги за проданные работы.

В одно из воскресений, выходя из церкви, они подбросили в воздух монетку. Альбрехту Дюреру-младшему повезло в этот день, и он уехал учиться в Нюрнберг. Альберт Дюрер пошел в шахты, где его ожидал опасный и тяжелый труд, и проработал там последующие четыре года для того, чтобы брат мог реализовать свою мечту.

С первых дней учебы Альбрехт стал самым талантливым учеником во всей Академии. Его гравюры, резьба, рисунки, выполненные масляными красками, были намного лучше, чем работы его преподавателей, и к окончанию Академии он уже начал зарабатывать немалые деньги от продажи своих произведений. Когда молодой художник вернулся к себе домой, семья Дюрер устроила праздничный ужин в его честь. В конце семейного торжества Альбрехт встал и произнес тост за любимого брата, который ради него пожертвовал своим талантом и превратил его мечту в реальность. Альбрехт закончил свой тост так:
И сейчас, Альберт, брат мой, твоя очередь. Теперь ты можешь отправиться в Нюрнберг и осуществить свою мечту, теперь я позабочусь о тебе. Все взгляды обратились в сторону того угла стола, сидел Альберт. Его лицо было залито слезами, он качал головой и шептал: «Нет… нет… нет…»
Наконец он пришел в себя, поднялся, утерев слезы, обвел взглядом всех родственников и, повернувшись к брату, приложил свою руку к его щеке, погладил и ласково сказал:
Нет, брат, я не могу поехать в Нюрнберг, слишком поздно для меня, слишком поздно. Посмотри, что за эти четыре года работы на шахте стало с моими руками! Каждый палец хотя бы один раз сломан, артрит на правой руке развился настолько, что мне стоило большого труда удерживать бокал, пока ты произносил свой тост… Мои пальцы не смогут справиться с деликатной работой художника, не смогут точно двигать карандашом или кистью. Нет, брат, для меня уже поздно…

 

Эту картину Альбрехт Дюрер посвятил брату в память о жертве, принесенной Альбертом. Возможно, на ней именно его изувеченные тяжкой работой руки с соединенными ладонями и пальцами, устремленными в небо.

«Руки молящегося» являются самым узнаваемым мотивом творчества Дюрера. Кроме художественной ценности, рисунок приобрёл большое культовое значение как символ мольбы, соболезнования, конфирмации и вообще религиозной принадлежности.

Эта картина самое репродуцируемое произведение Дюрера. Переведённое в скульптурное изображение, оно продаётся вместе с другими предметами церковной утвари, небольшие рельефы с «Руками молящегося» считаются «синонимом мольбы». Изображение дарились на конфирмацию, им иллюстрировались издания Библии, оно воспроизводилось на открытках с выражением соболезнования.

Но если отделить этот лаконичный рисунок на синей загрунтованной бумаге, сделанный белилами и серой краской, от культурно-религиозных смыслов и значений, то можно убедиться: ценность этой работы ничуть не уменьшается. Невероятно точное изображение рук пожилого человека с морщинами и венами, написанное в динамике с определённым характером не может не восхищать и ставит этот рисунок в ряды значительных произведений мирового наследия.

О других шедеврах по тегу

История одного шедевра. «Руки молящегося», Альбрехт Дюрер ок. 1508г. Размер: 29,1 × 19,7 см. Галерея Альбертина, ВенаРисунок, на котором изображены две сложенные в молитве руки, выполнен кистью

Источник