
1862 г. Холст, масло. Размер: 120 cm × 88 cm.
Национальный музей в Варшаве
Ста́нчик (ок. 1480 – 1560) — придворный шут великих князей литовских и королей польских Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого и Сигизмунда II Августа. Имя этого дворцового шута сохранилось в польском фольклоре как синоним острослова, высмеивающего текущие политические события. В период новой истории эта фигура стала символом для многих поляков.
Название картины Яна Матейко можно перевести как «Станьчик на балу у королевы Боны после получения известия о сдачи Смоленска». Картина является флагманской в собрании польских произведений искусства до 1914 года и одной из самых узнаваемых картин в Варшавском национальном музее. Считается очень важной для культуры Польши в целом.
Образ Станьчика стал знаковым для многих поколений поляков.В польской литературе второй половины XIX и начала XX века Станчик был представлен как единственный при дворе польских королей, кто тревожился о будущем польской державы. Польские писатели ренессанса (такие, как Ян Кохановский и Николай Рей) часто цитировали его высказывания, либо приписывали ему свои же собственные мысли.
Станчик родился в деревне Прошовицы близ Кракова. Привилегированного положения при королевским дворе добился благодаря своему остроумию; пользуясь статусом шута, беспощадно критиковал беззаботную политику повелителей.
На известной картине Яна Матейко шут Станчик — единственный человек на королевском балу, опечаленный новостью, о взятии русскими Смоленска в 1514 году.
О других шедеврах по тегу #album_masterpiece