История одного шедевра. Триптих «Страшный суд», Иероним Босх

 

История одного шедевра. Триптих «Страшный суд», Иероним Босх 1504г. Дерево, масло. Размер: 163х128 см (центральная панель), 167 х 60 см (каждое крыло). Академия изобразительных искусств,

1504г. Дерево, масло. Размер: 163х128 см (центральная панель), 167 х 60 см (каждое крыло). Академия изобразительных искусств, Вена
Принято считать, что он выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.
Центральная часть
Центральная панель триптиха представляет собой последний суд и семь смертных грехов. Внутренняя панель слева изображает падение ангелов с небес, сотворение Евы, Грехопадение и Изгнание, в то время как правое крыло показывает ад и князя тьмы.
Наличие грехопадения Адама и Евы в триптихе Последнего Суда является необычным; две другие панели еще больше отходят от традиционной иконографии. Вообще Небесам отводилась главная роль в эсхатологической драме
.
В версии Босха божественный суд оказывается маленьким и незначительным в верхней части центральной панели, и очень немногие души в числе «избранных». Большая часть земли охвачена катаклизмом, который бушует по всему низу центральной части.
Человечество видит этот огромный панорамный кошмар, наблюдая землю в последних предсмертных судорогах. Земля разрушается посредствам огня, предсказанного в известном гимне тринадцатого века, посвященного мрачному судному дню:
Босх, вероятно, под влиянием книги, которая пользовалась популярностью в конце пятнадцатого века, «Откровение святого Иоанна», в которой был иллюстрирован Дюрером в 14971498. Большая долина, доминирующая на центральной панели, может представлять собой долину Иосафата, которая, на основе нескольких ссылок из Завета (Иоиль 4: 2,12), традиционно считается местом Страшного суда, со стенами Иерусалима пылающего на фоне. В любом случае, земля стала неотличима от ада, изображен на правом крыле. Вечность мучений началось.
Правая створка «Ад»
Сцена ада на правой части изображает наказания за смертные грехи. На Последнем Суде был вынесен приговор всем грешникам. Скупых варят в большом казане, расположенным под одним из зданий в центральной панели. Толстый обжора вынужден пить из бочки, под надзором двух дьяволов. Чуть выше, страдает похотливая женщина, по её спине скользит огромный ящер. На скалах правее, через реку, черти-кузнецы забивают жертв. Эти несчастные души виновны в грехе гнева.
Сюжет не нуждается в пояснениях. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими. На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Это особенно видно по изображению преисподней. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
Левая створка. Райский сад (Эдем)
Как и в большинстве других триптихов Босха, левая створка отдана под изображение райского сада. Она куда менее «многонаселённая», чем центральная и правая панели, и, в сравнении с ними, представляется довольно безыскусной. Это дало основание некоторым исследователям говорить, что Эдем художник пишет вполне равнодушно то ли дело грешная земная жизнь и в особенности ад, здесь изощрённому воображению Босха есть где развернуться!
Перемещая взгляд снизу вверх, мы видим на левой панели всего несколько персонажных групп. Внизу Бог держит за руку коленопреклонённую Еву. То, что Адам безучастно возлежит рядом, указывает на то, что он недавно пережил «операцию» по изъятию ребра, следовательно, перед нами сцена сотворения первой женщины.
Босх придерживается средневекового принципа симультанности одновременного сосуществования в одном пространстве событий, разделённых во времени. Поэтому чуть выше можно видеть Адама и Еву у Древа познания добра и зла. Змей, протягивающий первым людям плод прямо из густой яблоневой кроны, имеет антропоморфный облик, что тоже характерно для средневекового искусства, где змей нередко к тому же наделялся женскими чертами.
Еще выше разгневанный Ангел с мечом изгоняет грешников из Эдема, но в самом верху левой створки не поздоровилось и ангелам. Бог-Отец в сиянии света восседает на облаках, а мятежные ангелы низвергаются с неба на землю, успевшую после акта Творения превратиться из райского места в обитель греха, и в процессе падения превращаются в насекомых.
Все немногочисленные события створки «Райский сад» могут показаться исполненными Босхом вполне «дежурно» и без специфических «изюминок», но они необходимы художнику в качестве предыстории. Собираясь подробнейшим образом рассказывать в двух соседних створках о том, сколь разнообразны человеческие прегрешения и следующие за ними наказания, Босх вынужден сказать несколько слов о первоисточнике такого положения дел ветхозаветной истории грехопадения первых людей и апокрифического рассказа о низвержении ангелов. После изгнания Адама и Евы из Эдема людской род узнаёт, что такое искушение, грех и смерть. Воздаяние за грехи это тема, волновавшая Босха больше, чем кого бы то ни было из его современников.
Внешние створки
На внешних створках изображены святые Иаков и Бавон, написанные в технике гризайли в различных оттенках серого.
Святой Иаков с посохом, на котором закреплены его плащ и шляпа, странствует на фоне подробно выписанного пейзажа. Иаков ассоциируется со странничеством именно его образу жизни подражали многие паломники в Средние века. Как и босховского Странника с внешних створок триптиха «Воз сена», Иакова окружают опасности. И всё же он остаётся цел и невредим благодаря своей вере.
Святой Бавон считался покровителем города Гент. В дверном проёме справа от него открывается вид на фламандский город. Бавона окружают больные и нищие, которым он раздаёт милостыню.
Загадочной остаётся слабая сочетаемость внешних створок: почему на одной из них фоном выступает пейзаж, а на другой интерьер Почему створка со святым Бавоном закомпонована так, будто должна была служить не правой, а левой створкой на это указывает форма арки Убедительного ответа нет.
Под каждой створкой располагается орнаментальная рамка с формой для герба. Он мог бы подсказать зрителям, по чьему заказу Босх выполнил этот триптих. Но, к сожалению, место остаётся пустым на гербах ничего не написано. По мнению некоторых историков, это могло означать, что заказчик скончался еще до того, как работа была закончена.
О других шедеврах по тегу

 

История одного шедевра. Триптих «Страшный суд», Иероним Босх 1504г. Дерево, масло. Размер: 163х128 см (центральная панель), 167 х 60 см (каждое крыло). Академия изобразительных искусств,

История одного шедевра. Триптих «Страшный суд», Иероним Босх 1504г. Дерево, масло. Размер: 163х128 см (центральная панель), 167 х 60 см (каждое крыло). Академия изобразительных искусств,

Источник


Добавить комментарий