Ёптель

это не вероятно, но факт!

История одного шедевра. В честь Блерио (Дань уважения Блерио), Робер Делоне

 

История одного шедевра. В честь Блерио (Дань уважения Блерио), Робер Делоне 1914г. Холст, масло темпера. Размер: 250×251 см. Базельский художественный музей, БазельКартина «В честь Блерио»

1914г. Холст, масло темпера. Размер: 250×251 см. Базельский художественный музей, Базель

Картина «В честь Блерио» посвящена французскому авиатору Луи Блерио первому человеку, пересекшему в 1909 году по воздуху Ла-Манш.

К 1914 году Робер Делоне уже создал собственную вариацию на тему кубизма орфизм, или симультанизм. В этом стиле и написана картина. Подобно тому, как кубисты разбирали женские тела, цветы и флейты на первичные формы, а потом соединяли их в собственном порядке формата «я так вижу», Робер Делоне поступал таким же образом со светом, разлагая его на спектр и соединяя в очередности, создающей ощущение движения цветовых масс. В качестве основного инструмента изображения в орфизме использовались концентрические круги контрастных цветов. Орфистские картины на первый взгляд могут показаться застывшим узором калейдоскопа это справедливо и по отношению к «Чествованию Блерио».

Робера Делоне считают одним из провозвестников абстракционизма. Хотя в данном случае изображение только на первый взгляд можно назвать абстрактным, а если всмотреться, сразу становится заметна его относительная фигуративность: мы вполне отчетливо идентифицируем винт и крылья вертолета слева, а справа человеческие фигуры. Всё дело в том, что беспредметность, равно как и эмоциональное воздействие не являлись основными целями художника. Свою задачу Робер Делоне видел в том, чтобы сделать цвет основным художественным приемом, целью и смыслом живописи. Он заявлял, что до него к цвету относились, как к «способу раскрашивать».

Сюжет этой картины безусловно несет и след футуризма с его интересом к машине и движению. Не обошлось и без «любимицы» Робера Делоне на заднем плане справа Эйфелева башня, которая всегда узнаваема на его полотнах, написанных в любом стиле. К тому же, Луи Берлио француз, а с башней как символом Франции разве что круассан мог бы соперничать.

 

Цветовые решение в симультанных картинах захватывают своей экспрессивностью, причем внутренняя динамика передается за счет соседства контрастных сочетаний. Особенно сильным в этом плане Делоне считал соседство синего и красного цвета. Производимый этим сочетанием эффект он называл «ударом кулака». На картине «В честь Блерио» это как раз один из основных цветовых контрастов, вокруг которых построено всё изображение.

Название «орфизм», данное Аполлинером изобретенному Робером Делоне направлению, явственно сообщает о «звучности» картин. «В честь Блерио» отличная демонстрация этой звучности. Картина праздничная, радостная, она о достижении, и расходящиеся концентрические диски словно разносят гул аэроплана, порывы ветра и радостные крики зрителей, ставших свидетелями исторического полета.

Автор: Алена Эсаулова

О других шедеврах по тегу

История одного шедевра. В честь Блерио (Дань уважения Блерио), Робер Делоне 1914г. Холст, масло темпера. Размер: 250×251 см. Базельский художественный музей, БазельКартина «В честь Блерио»

Источник