Ёптель

это не вероятно, но факт!

История одного шедевра. «Вечерний звон», Исаак Левитан

 

История одного шедевра. «Вечерний звон», Исаак Левитан 1892г. Холст, масло. Размер: 87 × 107,6 см.Государственная Третьяковская галерея, МоскваИдея написать монастырь в лучах заходящего солнца

1892г. Холст, масло. Размер: 87 × 107,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Идея написать монастырь в лучах заходящего солнца зрела у автора достаточно долго, еще когда он жил в Слободке под Звенигородом, и наблюдал на закате Саввино-Сторожевский монастырь. Он тщательно выбирал натуру, приглядывался, делал бесконечные наброски. Будучи в Плёсе, куда он отправился в поисках новых мотивов для картин, художник увидел небольшой монастырь, расположенный недалеко от городка Юрьевец. Кривоозерский монастырь, окруженный тремя озёрами, смиренно выглядывал из гущи леса. Левитан обожал такие находки, уединенность обители не терпелось перенести на холст.

Обрамляющая монастырь зелень, ленивая река, мостки, а, самое главное, освещение в утренние и вечерние часы, произвели на художника такое сильное впечатление, что вдохновения хватило сразу на две живописные работы, созданные с разным настроением, написанные в разных ракурсах и различающиеся тематически. Сначала была написана картина «Тихая обитель».

А еще через год более торжественный «Вечерний звон». В этой картине четко читаются три плана с символическим значением. На первом плане берег, затемненный вечерними сумерками. К берегу ведет узкая тропинка, на песчаном пляже устроена маленькая пристань для лодок. Две пустые лодки ожидают пассажиров, третья, полностью нагруженная уже достигла середины реки.

Символическое значение переднего плана картины несомненно связано с миром земным, суетным и сумрачным. Тонкая тропинка — путь, с которого начинается духовное возрождение.

Сама река в картине, как Стикс в древнегреческой мифологии, символизирует границу между мирами. Лодочная переправа снова отсылает зрителя к мифам Греции: Харон — перевозчик душ за плату в две монеты. Река у мастера становится символом препятствий и соблазнов на пути к Богу.

 

Главным в работе является дальний план. Здесь мы видим обитель залитую лучами вечернего солнца. Противоположный берег начинается с широкой дороги прямо от воды до монастырских ворот. Башни и купола храмов скромны и сдержанны. Все величие духовного пристанища создается золотистым вечерним светом и розовыми отблесками облаков в небе.

Автор наполнил свою картину призывом к духовному возрождению, которое ведет к жизни в гармонии с природой. Буйная зелень, обрамляющая монастырь со всех сторон, в отличие от скудной растительности на «ближнем» берегу, подчеркивает созвучие и гармонию между храмом и природой.

Автору блестяще удалась водная гладь, отражающая «светлую» сторону реки. Буйство красок, которое расцветило небо на картине, добавляет в настроение работы сказочную и загадочную нотки. Многоплановость и глубокий смысл работы делает ее одной из самых интересных в творчестве великого мастера.

О других шедеврах по тегу

История одного шедевра. «Вечерний звон», Исаак Левитан 1892г. Холст, масло. Размер: 87 × 107,6 см.Государственная Третьяковская галерея, МоскваИдея написать монастырь в лучах заходящего солнца

История одного шедевра. «Вечерний звон», Исаак Левитан 1892г. Холст, масло. Размер: 87 × 107,6 см.Государственная Третьяковская галерея, МоскваИдея написать монастырь в лучах заходящего солнца

Источник