Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Жа де Буффан, бассейн», Поль Сезанн

«Жа де Буффан, бассейн», Поль Сезанн Ок. 1876 г. Холст, масло. Размер: 46,1 x 56,3 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Жа де Буффан, в переводе с провансальского означает Жилище

Ок. 1876 г. Холст, масло. Размер: 46,1 x 56,3 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Жа де Буффан, в переводе с провансальского означает «Жилище ветров», — название поместья в окрестностях Экса, приобретенного отцом художника в 1859 г.
Сезанн глубоко любил Жа де Буффан, в течение сорока лет остававшийся той гаванью, где находил покой его неугомонный, по временам бурный дух. Гостиную старого дома он превратил в мастерскую, украсив росписью. Запершись в этом своем ателье, сделавшимся его крепостью, он работал часами напролет.
В Жа де Буффан сохранился трехэтажный дворец времени Людовика XIV, служивший некогда резиденцией губернатора Прованса. Летом семья Сезаннов приезжала сюда по воскресеньям, пока не обосновалась более прочно. Жа де Буффан, действительно открытый всем ветрам, служил превосходным прибежищем в летний зной.
Одним из первых объектов живописи в Жа де Буффан стал большой бассейн, в котором можно было купаться, окруженный цветущими кустами, каштанами, раскидистыми липами, орешником и украшенный каменными львами и дельфинами. Главное внимание художника сосредоточено на пышной южной листве: на фоне зелени могучих старых лип четко рисуется беломраморная фигура дельфина.
В картине из собрания Кребса бассейн предстает наиболее привлекательным образом, так что видна не только сочная зелень, но и архитектурно-скульптурное убранство — немного комическое изваяние льва из желтого песчаника, задорно взметнувшего хвост вверх дельфина, каменные пилоны ворот, остаток какого-то старого сооружения с парными колоннами.
Любопытная и совершенно необычная для Сезанна подробность, запечатленная в картине: здесь можно видеть, как бассейн наполняется водой. Импрессионисты, сосредоточенные на мимолетностях, на скоротечном и преходящем, стремились не упускать из поля зрения таких подробностей, как движущаяся, струящаяся вода.
Этот пейзаж писался с натуры, и потому так точно передан в нем и серовато-голубой тон южного неба, и зелень Прованса, и его желтая почва. Соединение зеленых и голубых тонов — одна из наиболее трудных задач для любого живописца. Гармония этих тонов, усиленная вкраплениями светлой охры, делает «Жа деБуффан, бассейн» одним из шедевров колористического мастерства.
А. Костеневич. Неведомые шедевры (фрагмент).

.