Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Женщина в шляпе», Анри Матисс

«Женщина в шляпе», Анри Матисс 1905г. Холст, масло. Размер: 24×31 см. Музея современного искусства в Сан-Франциско, СШАЭта картина, выставленная на Осеннем Салоне в Париже в 1905 году, стала

1905г. Холст, масло. Размер: 24×31 см. Музея современного искусства в Сан-Франциско, США
Эта картина, выставленная на Осеннем Салоне в Париже в 1905 году, стала началом нового течения в живописи. Она вызвала к себе повышенный и нездоровый интерес. С одной стороны смех, свист и улюлюканье, с другой полный восторг. В выставке также участвовав Альбер Марке, учившийся вместе с Матиссом у Гюстава Моро в Школе изящных искусств, Морис Вламинк и Андре Дерен. Их работы с кричаще-резким колоритом и намеренно упрощенными формами, ставшие словно оскорблением для публики, послужили причиной скандала и были названы дикими. Это метко сказанное слово и легло в основу названия нового направления живописи фовизм (fauve дикий).
Матисс максимально усиливает звучание красок, доводя его до абсурда. При этом странные резкие цвета удивительным образом гармонируют друг с другом, придавая колориту мажорное звучание. Картина живет своей жизнью, не зависящей от жизни реальной героини, окружающей действительности и колористических отношений, существующих в природе. Она формирует представление о гармонии цветовых сочетаний, ранее не встречавшихся в европейской живописи, рассчитанное на новую эстетику восприятия художественного произведения. Матисс творит принципиальное искусство, абсолютно свободное от правил и канонов.
«Женщина в шляпе» также вызвала бурю негодования. С портрета на зрителя смотрит дама в высокой шляпе, сидящая вполоборота. Асимметричные черты лица, дикие краски — изображение так не походило на реального человека (а ведь портрет призван, в первую очередь, воспроизводить облик модели), что не могло не показаться уродливым. Даже друзья Матисса, узнав, что это портрет его жены, возмущались: «Как он мог с ней так поступить!». Жене, впрочем, портрет нравился. Ей нравилось всё, что рисовал Матисс. Она совершенно не разбиралась в живописи, но твердо знала, что её муж художник и гений, а миссия её жизни это поддерживать супруга и его искусство.
Жену Матисса звали Амели Парейр; познакомился он с ней в 1897 году на свадьбе у друга. Анри был родом с севера Франции, Амели была южанкой; Матиссы были торговцами, Перед свадьбой начинающий живописец заявил нареченой: «Мадемуазель, я вас очень люблю, но живопись я всегда буду любить больше».
Амели Парейр очень серьезно отнеслась ко своим обязанностям жены художника. Она взяла на себя все домашние хлопоты а к 1905 году хлопоты включали в себя двух сыновей художника и его дочь от бывшей любовницы. Она открыла шляпный магазин для того, чтобы обеспечивать семью (картины Матисса в первый десяток лет их брака не пользовались особым спросом). И самое главное она помогала справляться гению с творческими кризисами и психическими проблемами.
Творческие кризисы случались у Матисса постоянно или, точнее будет сказать, что у него иногда случались промежутки между творческими кризисами он был перфекционистом и буквально «вылизывал» свои произведения. Психические проблемы включали в себя: депрессию, панические атаки, бессонницу и синдром раздраженного кишечника. Во время приступов депрессии жена утешала Матисса. Во время панических атак она уводила его на многочасовые прогулки. Во время бессонницы она читала ему до утра книги. Кроме того, она считала своим долгом позировать мужу, присутствовать во время сеансов в мастерской и обхаживать натурщиц (поить кофе, кормить, обогревать и утешать после того, как мэтр на них наорал). В общем, основоположник фовизма был за ней как за каменной стеной.

.