
Приверженцы неоязыческих течений утверждают, что в их авторитетных источниках – Велесовой книге и Славяно-арийских ведах сказано, что древние славяне были исключительно мирными, питались вегетарианской пищей и приносили требы своим Богам в виде злаковых, мёда, кваса, молока и т.п. но приношений в жертву животных и людей у них не существовало.
И это единственные источники на которые они ссылаются, остальные же – свидетельства иноземных путешественников, хронистов, летописи, археологические и фольклорные изыскания якобы все были подчинены цели уничтожить ведическое знание, что все ни сфальсифицированы, но извините, если бы так было на самом деле, то не существовало бы, ни Киевской Руси, не было бы нашей страны с её историей и богатой культурной традицией.
Территории, по которым селились славянские мирные племена, захватили бы соседи и расселились там.
Ну что ж, предлагаю поподробнее рассмотреть источники. Для начала хотелось бы привести выдержку из Академического энциклопедического словаря славянской мифологии (подготовленного Институтом славяноведения и балканистики РАН), который предлагает такое понимание жертвы: « Жертва, жертвоприношение — в языческой (дохристианской) традиции главный религиозный обряд.
Религиозным культом руководили жрецы, название которых в русском языке родственно слову «жертва». В языческую эпоху существовала иерархия жертв, приносившихся при отправлении культа.
Так, арабский автор Ибн-Фадлан описывал в начале Х века похороны знатного руса, на которых приносили в жертву кур, собак, коров, коней, наконец, девушку-наложницу.
О принесении в жертву наложницы или вдовы на похоронах мужа у русов и славян сообщают и другие средневековые авторы.
Жертвоприношение человека было высшим ритуальным актом, увенчивающим иерархию прочих жертв.
Людей, согласно средневековым русским источникам, приносили в жертву Перуну в Киеве: в 983 году жребий, указывающий на жертву, пал на сына варяга-христианина; тот отказался выдать сына на заклание перед идолом Перуна, и оба варяга были растерзаны язычниками.
Так же по жребию приносили в жертву христиан и Свентовиту в Арконе, Триглаву, Припегале и другим богам.
Немецкий хронист Гельмольд рассказал о мученической смерти епископы Иоанна в земле балтийских славян в 1066 году: захваченного в плен епископа язычники водили по своим городам, избивая его и издеваясь над ним, а когда епископ отказался отречься от Христа, отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же, воткнув на копье, принесли в жертву богу Радегасту в своем культовом центре Ретре.
Типы жертвоприношения: строительная жертва (подчеркивается использование лошади, петуха или курицы и, иногда, человека), свадебная жертва (чехи вблизи священного дерева рубили голову петуху), жертва во здравие скота (на Юрьев день болгары закалывали белого ягненка, первого из родившихся в отаре), жертвы во время главных календарных праздников (на Рождество южные славяне резали овец и кур на пороге дома или на рождественском полене, бадняке; на Петров и Ильин день резали быков, баранов, петухов.
Бескровные жертвы (зерно, еду, питье, ткани) приносили на Варварин день и в другие праздники. То есть, существовали всё-таки как кровавые, так и бескровные жертвоприношения у славян.
Неоязычкики часто цитируют и ссылаются на изыскания ученого археолога Б.А. Рыбакова, но вместе с тем совершенно упускают из виду то, что он писал о человеческих жертвоприношениях у древних славян.
Процитирую отрывок из его монографии «Рождение Руси»: Погребальные обряды славян сильно усложнились к концу языческого периода в связи с развитием дружинного элемента. Со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней.
По свидетельствам арабских путешественников, наблюдавших русские похороны, на могиле богатого руса совершалось ритуальное убийство его жены.
Все эти рассказы полностью подтверждены археологическими раскопками курганов. …
Бог Род был верховным божеством неба и вселенной. Ему приносили кровавые жертвы. Особый праздник, приходящийся на 20 июля (день бога-громовержца), документирован для славян района Родня календарем IV века нашей эры, а в 983 году в этот срок был принесен в жертву молодой варяг, проживавший в Киеве….
Уртаб-Родень. Сюда, в место сосредоточения торгового флота с полюдьем, в город, контролируемый самим великим князем киевским (и до сих пор называемый Княжьей Горой), не пускают иностранных торговцев. Здесь в святилище Рода (по имени которого назван город) приносили в жертву чужаков….
Бог, управляющий небом, грозой и тучами, был особенно страшен в эти дни; его немилость могла обречь на голод целые племена. День Рода-Перуна (Ильин день — 20 июля) был самым мрачным и самым трагическим днем во всем годовом цикле славянских молений. В этот день не водили веселых хороводов, не пели песен, а приносили кровавые жертвы грозному и требовательному божеству….
Рядом с Бабиной горой расположен на другом холме могильник с трупосожжениями и трупоположениями. Особенностью этого могильника является захоронение здесь младенческих черепов без ритуального инвентаря. Они составляют 25% всех трупоположений. Предположение о ритуальном характере Бабиной горы и наличие младенческих захоронений в некрополе заставляют нас вспомнить слова средневековых писателей о древних языческих жертвоприношениях. Кирилл Туровский в проповеди на фомину неделю («красная горка») писал: «Отселе (отныне) бо не приемлеть ад требы, заколаемых отцы младенецъ, ни смерть почести — преста бо идолослужение и пагубное бесовское насилие»….
Другой автор, несколько более ранний (писал в начале XII в.), перечисляя бесчеловечные языческие обряды, упомянул и «Таверская деторезанья идолом от первенець»……
Суммируя эти разрозненные и разновременные сведения, Бабину гору можно представить себе как святилище женского божества вроде Макоши, где в исключительных случаях (абсолютное количество младенческих захоронений невелико — их всего 6) происходило упомянутое Кириллом Туровским «идолослужение». Особых случаев в те времена было достаточно, так как весь этот участок Среднего Поднепровья был зоной сарматских набегов.