Ёптель

это не вероятно, но факт!

Как «Жюль Верн» Берлин бомбил: первый воздушный налет на немецкую столицу и сделали это ВВС Франции

 

Как Жюль Верн Берлин бомбил: первый воздушный налет на немецкую столицу и сделали это ВВС Франции Как это ни парадоксально, но первый воздушный налет по Берлину был проведен ночью считавшимся

Как это ни парадоксально, но первый воздушный налет по Берлину был проведен ночью считавшимся устаревшем французским бомбардировщиком.
Когда в полночь 7 июня 1940 года французский вспомогательный бомбардировщик «Жюль Верн» подошел к Берлину, экипаж был поражен, увидев полностью освещенную столицу Третьего рейха. Командир самолета, капитан ВМФ Анри Дайер, проинструктировал пилота Анри Йонне действовать так, как если бы они приземлялись в берлинском аэропорту Темпельхоф, а затем пролететь над полем и направиться на малой высоте в направлении Тегеля (другой аэродром в Берлине). Дайер крикнул: «Внимание!» когда они приблизились к цели, фабрике Сименс. Сбрасывать бомбы на малой высоте было опасно, потому что самолет мог попасть под взрывы, но когда бомбы были сброшены им сопутствовала удача. Тем временем бортмеханик Корней и бомбардир Дешам сбрасывали зажигательные бомбы. У «Жюля Верна» были стойки для фугасных бомб, но не было ни одной возможности для размещения небольших зажигательных бомб, поэтому они просто открыли пассажирскую дверь и выбросили их вручную !
Взрывы бомб наконец-то оживили немецкую систему ПВО. Завыли сирены, и лучи прожекторов внезапно осветили ночное небо. Несколько зенитных орудий открыли не скоординированный огонь. Все еще летя низко и на максимальной скорости, а для него это около 370 км/ч, бомбардировщик направился на юго-запад к дому. Но сможет ли экипаж «Жюля Верна» избежать немецкой ПВО и долететь до Франции
Этот первый воздушный налет на Берлин — малоизвестное событие, не только для читателей в 21 веке, но даже для большинства берлинцев в 40-м году. На следующий день- министерство пропаганды Германии заявило, что были проведены учения по отражению воздушного налета. Новости о налете, несомненно, были скрыты, потому что воздушная атака на столицу смутила бы Гитлера и особенно Германа Геринга, министра авиации, который перед войной хвастался: «Если на Рейх упадут какие-либо бомбы, я изменю свое имя на Майер ». (Вопреки распространенному мнению, это не было антисемитским высказыванием: Майер — очень распространенное немецкое имя, особенно в Баварии, и Геринг имел в виду, что он будет просто «никем».) Во Франции новости об этом опасном рейде, также не получили большой известности. Возможно, они и удовлетворили желание военных лидеров Франции отомстить, пусть даже символически, но факт удара по столице врага просто потерялся в общем хаосе и неразберихе, возникшими в результате немецкого блицкрига, который быстро захлестнул Францию и привел через две недели к перемирию с немцами, по сути капитуляции.
Ставшая позже известная, как «Первая настоящая бомбардировка Берлина» должна была произойти только 25 августа 1940 года, во время Битвы за Британию. Гитлер запретил бомбардировки Лондона, а Люфтваффе сосредоточилось на борьбе с Королевскими военно-воздушными силам в рамках подготовки к вторжению через Ла-Манш. Но в ночь на 24 августа немецкий самолет сбросил бомбы на городские кварталы Лондона, вероятно, случайно, возвращаясь домой после налета и не найдя своих целей. Премьер-министр Уинстон Черчилль немедленно приказал ВВС Великобритании нанести ответный удар по Берлину. Той же ночью отряд из 81 Vickers «Wellington» и Хэндли Пейдж «Хэмпденс» направились на Берлин. Лишь около половины из них достигли столицы, которая была скрыта плотными облаками. Был нанесен незначительный ущерб, но одна бомба убила единственного слона в Берлинском зоопарке, вот такой, немного абсурдный результат.
Якобы разгневанный Гитлер приказал Герингу изменить стратегию воздушной войны, но на самом деле, руководство Люфтваффе, в частности Геринг, переоценили предыдущую кампанию против истребительного командования Британии. И вместо того, чтобы сосредоточиться на нейтрализации RAF (ВВС Британии), Люфтваффе теперь сосредоточилось на «ответных» рейдах на английские города, особенно на Лондон. Проводившийся в основном ночью, хотя первые налеты были дневными, но приводили они к неизменно большим потерям бомбардировщиков, последующий «бомбардировочный блиц» не сломил моральный дух британцев, всего на Лондон было сброшено более 18 тыс. тонн бомб, погибли десятки тысяч мирных граждан ( всего 51 тыс. убиты 61 тыс. ранены за всю войну).
Все же- вернемся, к действительно, первому французскому удару.
Воздушный налет французов на Берлин 7 июня стал значительным достижением, которое было бы невозможно, если бы французский воздушный флот не располагал самолетом с большой дальностью полета. В 1936 году авиастроительные компании Farman и Hanriot начали работу над дальним бомбардировщиком F.223. Это было дальнейшее развитие бомбардировщика F.222, 24 из которых были произведены для ВВС Франции. F.223 был со слегка устаревшей конструкцией, когда еще находился на чертежной доске, но министерство авиации заказало прототип для возможного использования Air France на запланированном регулярном маршруте из Парижа в Нью-Йорк через Азорские острова. Конструкция бомбардировщика Farman с некоторыми изменениями могла удовлетворить потребность в коммерческом транспорте дальнего действия.
Гражданский транспортный самолет F.223.1 с регистрационным номером F-APUZ начал испытательные полеты 12 июня 1937 года. Его неуклюжая конструкция осталась практически неизменной при производстве девяти самолетов. Высокоплан с длинным сужающимся фюзеляжем, имел двухкилевое оперение с внешней распоркой. В двух больших гондолах, установленных под крылом с внешними подкосами, размещалась пара тандемных 12-цилиндровых рядных двигателей Hispano-Suiza мощностью 720 л.с. Топливные баки в фюзеляже вмещали 3091 галлон, что давало самолету удивительную дальность полета — почти 5000 миль (больше 8000 км). В сентябре 1937 года самолет участвовал в перелете на время Истр-Дамаск-Париж, за штурвалом был известный французский летчик Поль Кодос. F-APUZ с максимальной скоростью около 233 миль в час (373 км/ч) занял последнее место. Но в последующие недели он установил рекорд грузоподъемности для транспортного самолета такого типа.
F.223.1 был назван «Лораном Герреро», и 20 ноября 1937 года Кодос и его команда начали новое приключение: полет из Истра в Сантьяго, Чили. Перелет прошел с большой помпой за два дня и 10 часов 41 минуту. Доказав свою способность выполнять перевозки на большие расстояния, Farman был одобрен для использования Air France на почтовых перевозках через Атлантику. Было заказано три самолета с небольшими доработками . «Лоран Герреро» использовался до сентября 1938 года при испытаниях и обучении экипажей.
Когда в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война, F-APUZ был передан французскому флоту для использования в качестве дальнего разведывательного самолета. Модификации включали установку специального радионавигационного оборудования. 10 декабря 1939 года, все еще неся гражданские опознавательные знаки, он был доставлен в Дакар в Западной Африке для патрулирования Южной Атлантики. Однако во время своей первой миссии «Фарман» был поврежден в результате несчастного случая и навсегда остался на земле.
Опытный образец военного варианта, F.223.01, впервые поднялся в воздух 18 января 1938 года. Хотя он был похож на предыдущие версии, он был оснащен четырьмя радиальными двигателями Hispano-Suiza 14 AA мощностью 1100 л.с. Когда эти силовые установки оказались неудовлетворительными, их заменили рядными двигателями Hispano-Suiza 12Y-29 мощностью 910 л.с. Самолет получил обозначение NC.2233 15 октября 1938 года. Помимо проблем с охлаждением двигателя, авария на посадке задержала завершение испытаний до конца марта 1939 года. Франция заключила контракт на поставку 15 самолетов этого типа, но к маю 1940 года было поставлено только девять, и ни один из них не участвовал в боях в Европе. 16 июня семь самолетов были отправлены в Северную Африку для использования якобы против итальянцев; однако перемирие между Францией, Германией и Италией 22 июня привело к прекращению боевых действий.
Люфтваффе взяли на вооружение прототип NC.2233, но другие самолеты остались на вооружении режима Виши. В начале 1941 года пять самолетов были назначены в новую транспортную эскадрилью, выполняя миссии снабжения во французской Северной Африке и на Ближнем Востоке. К июлю 1941 года два из этих «Фарманов» были повреждены и не восстанавливались, а 8 ноября 1942 года еще один был уничтожен в Рабате, Марокко, в ходе действий союзников во время вторжения в Северную Африку.
После заключения перемирия Air France пополнила свой флот четырьмя самолетами NC.2233 и использовала их для доставки почты в Северную Африку. 15 июля 1941 года один попал в руки ВВС Свободной Франции, которые использовали его до конца войны. Когда в ноябре 1942 года немцы оккупировали окончательно Францию, Люфтваффе захватило оставшиеся три самолета Air France. Один из них погиб в результате аварии в Тулузе в январе 1943 года, а остальные, из известного, в последний раз были замечены в аэропорту Париж-Ле-Бурже.
Тем временем, три самолета F.2230 (позже NC.2230), заказанные для трансатлантических рейсов Air France, находились в стадии постройки. Первый из завершенных, зарегистрированный как F-AQJM, совершил свой первый полет 28 апреля 1938 года. Он был похож на версию бомбардировщика, но был модифицирован для перевозки грузов за счет удлинения и расширения фюзеляжа. В начале 1939 года F-AQJM переоборудовали четырьмя двигателями Hispano-Suiza 12Y-38/39 мощностью 920 л.с. Переименованный в NC.2234 № 01, модифицированный самолет впервые поднялся в воздух 15 марта 1939 года. Два других самолета того же типа были построены в течение того же года. Этим троим были даны следующие имена: NC.2234 no. 01, «Камиль Фламмарион»; №02, «Жюль Верн»; и №03, «Леверье».
Когда началась Вторая мировая война, три транспортных самолета заканчивали свои испытания. «Камиль Фламмарион» был немедленно передан французскому флоту для использования в дальней разведке с капитаном Дайером в качестве его командира и технического советника. 10 октября 1939 года он вылетел из Бордо в Дакар, а затем продолжил разведывательный полет над Южной Атлантикой. Официальной целью полета было установить коммерческий воздушный маршрут в Южную Америку, но на самом деле искали немецкий карманный линкор «Адмирал Граф Шпее» и вспомогательный крейсер, которые, как известно, охотились на корабли союзников в этом районе.
После дозаправки в Рио-де-Жанейро в середине октября Farman попал в аварию при взлете, но был отремонтирован и 13 ноября вернулся в аэропорт Париж-Орли . «Камиль Фламмарион» вместе с двумя другими NC.2234 затем была назначен в военно-морскую эскадрилью B5 с Дайером в качестве командира.
Все три NC.2234 требовали модификации для дальней разведки и бомбометания. Новые бомбодержатели обеспечивали подвеску восьми 250 кг фугасных бомб. Оборонительное вооружение состояло всего из одного пулемета на гибкой установке за крылом. Самолеты также были окрашены в камуфляж.
10 мая 1940 года немецкое наступление на западе началось вторжением во Францию, Бельгию и Нидерланды. Но «Жюль Верн» впервые участвовал в боевых действиях еще в начале апреля, сопровождая конвой. В период с 13 по 31 мая, действуя с военно-морской базы в Ланвеок-Пульмик близ Бреста, он провел ночные бомбардировки немецких целей, в основном в Голландии, а также один налет на немецкий город Аахен. Каждый полет длился от восьми до 10 часов за счет захода со стороны моря с северо- востока. 3 июня «Жюль Верн» сопровождал пассажирское судно «Пастер», которое доставляло часть французского золотого запаса в безопасное место, вероятно, в Африку.
В тот же день люфтваффе впервые бомбили Париж. Французские политики пришли в ярость и потребовали от военных мести. Но большая часть самолетов во французских ВВС была не способна выполнить такие вылеты ночью и на значительные расстояния, часть уже была потеряна, другая было в небоеготовом состоянии. Немцы летали на более совершенных машинах и оттачивали свои навыки боевых действий над Польшей и во время гражданской войны в Испании. Французское министерство авиации смогло найти только «Фарманы» и отправило приказ капитану Дайеру, который тогда находился на аэродроме в Бордо с «Фарманами», приказав ему, как можно скорее провести бомбардировку Берлина. Хотя это выглядело, как самоубийственная миссия, Дайлер быстро разработал план внезапной атаки, которая использовала бы единственную реальную возможность «Жюля Верна»: его исключительную дальность действия.
7 июня «Фарман» был заправлен до отказа и загружен восемью 250 кг-бомбами и ящиками 10 кг зажигательных бомб. Дайлер и его экипаж взлетели в 15:30, взяв курс на север вдоль побережья Атлантического океана. Они повернули на восток, пролетели вдоль Ла-Манша и недалеко от берегов Бельгии, Голландии и северной Германии. «Жюль Верн», летел низко, чтобы избежать обнаружения, затем пересек участок Северного моря и пролетел над южной Данией, оккупированной Германией с апреля. Бомбардировщик пролетел над Балтийским морем и повернул на юг через уединенный участок побережья Германии не обнаруженный.
«Жюль Верн» летел низко над сельской местностью Мекленбурга, пока экипаж готовился к сложной навигационной задаче по поиску цели ночью. Но, направляясь на юг, они увидели на горизонте сияние: Берлин ! Дайер и его экипаж ожидали, что в столице будет действовать затемнение во время войны и им придется ориентироваться по хорошо различимым рекам, но, к их большому удивлению, город был так же ярко освещен, как и в мирное время. Немцы явно не ожидали воздушного налета, и уж тем более со стороны Балтики. Пролетев около полуночи над восточным пригородом, «Жюль Верн» имитировал заход на посадку в аэропорту Темпельхоф, а затем направился на север, в Тегель. Они достигли Siemens-Werke в течение нескольких минут, и в то время как Yonnet сбросил бомбы на завод, по крайней мере так и им казалось, Corneillet и Des Champs выбрасывали десятки зажигательных бомб из двери.
После сброса бомб Йоннет резко повернул в сторону, уклоняясь от несогласованных залпов зенитных очередей и лучей прожекторов. Вместо того, чтобы вернуться на север, они повернули на юго-запад , двигаясь неправильным курсом, чтобы сбить с толку систему ПВО. «Жюль Верн» пересек французскую границу и прошел через зону боевых действий, приземлившись в парижском Орли в 10:30 8 июня (крейсерская скорость была около 270 км/ч). Дайер и его отважная команда, измученные, но счастливые, были поздравлены командованием.
Едва успели обслужить самолет и поспать, как пришли новые приказы на проведение ударов. В ночь с 10 на 11 июня они прошли практически таким же маршрутом вдоль побережья, снова пересекли Южную Данию и прошли над Балтикой. На этот раз цель находилась недалеко от побережья: завод Heinkel в Ростоке. Снова «Жюль Верн» растворился в ночи и благополучно вернулся. Двумя днями позже он бомбил промышленный комплекс к югу от Венеции, а следующей ночью нефтеперерабатывающий завод возле Ливорно. Во время обеих миссий экипаж умудрился еще и сбросить на Рим пропагандистские листовки, итальянская ПВО, так же с запозданием включила прожекторы, а города не были затемнены, кроме базы флота в Ливорно.
Как известно, после Дюнкерка, вермахт завершил разгром французской армии. После перемирия 22 июня все три NC.2234 перегнали в восточную не занятую часть Франции, и в июле 16 они были переданы Air France. «Камиль Фламмарион» приземлился навсегда в Бей-Коле 19 января 1941 года после того, как в результате аварии было повреждено шасси. Несмотря на добавление нейтральной маркировки, «Ле Верье» был сбит итальянскими истребителями у Сардинии 27 ноября 1940 года, когда он направлялся в Сирию.
После вторжения союзников в Северную Африку в ноябре 1942 года немцы оккупировали остальную часть Франции. «Жюль Верн» сгорел 8 ноября, когда партизаны французского Сопротивления подожгли его, чтобы он не попал в руки немцев. Последние самолеты Farman этого типа оказались в контролируемом Виши Оране, Алжир, и были уничтожены во время англо-американского вторжения, положив конец этой необычной главе в истории авиации во Второй мировой войне.

 

Источник