Как Карл Баркс 25 лет рисовал Дональда Дака, оставаясь в тени Диснея

 

Как Карл Баркс 25 лет рисовал Дональда Дака, оставаясь в тени Диснея Микки Мауса и Дональда Дака знают все. Но не все знают, кто их придумал и нарисовал такими, какими мы их полюбили. Многие

Микки Мауса и Дональда Дака знают все. Но не все знают, кто их придумал и нарисовал такими, какими мы их полюбили. Многие ошибочно думают, что всех диснеевских персонажей придумал лично Уолт Дисней. Большинство сценаристов и художников работали в студии Диснея анонимно. Так получилось и с Карлом Барксом фермером из бедной семьи, который исполнил свою мечту и стал художником комиксов и «человеком-уткой».
«Как я умудрился стать иллюстратором комиксов Для меня самого это загадка! В моём роду не было художников и писателей, мои родители не интересовались искусством. У них и образования-то не было. Я родился в штате Орегон в семье фермеров и ходил в школу, в которой был всего один класс и не было уроков рисования», признавался Баркс в одном из интервью. Родители Баркса были очень занятыми людьми, брату тоже было не до него. В детстве он не читал «Острова сокровищ» и не слышал имени Жюля Верна. Но любил рассматривать комиксы в газетах, которые приносили его родители, а потом перерисовывать их. А также разговаривать с животными на ферме, очеловечивать их и сочинять про них истории.
«К 16 годам я точно знал, что намерен быть художником комиксов больше, чем фермером», говорил Баркс. Но выбирать не приходилось. У Баркса были серьёзные проблемы со слухом, учиться он дальше не мог. Мать умерла, и рядом не было никого, кто поверил бы в его мечту. Так что парень начал работать. Он брался за всё, что только подворачивалось под руку: ухаживал за скотом, работал дровосеком и клепал металлические заклепки. Пытался пристроить свои рисунки в журналы. В 17 лет он придумал серию комиксов о незадачливом детективе. Но ему везде отказывали.
За что бы он тогда ни брался, у него ничего не получалось. И через несколько лет он изобразил таким же Дональда Дака добродушным недотёпой с неудачными попытками заработать. Баркс учился иронии у рабочих и говорил, что лучшего чувства юмора, чем у простых трудяг, не встречал. Потому что без смеха их жизнь была бы совсем тяжела. Барксу хватило этого опыта, чтобы придумать для Дональда сотни комических историй.
В 1928 году он отправил несколько своих комиксов в сатирический журнал. Неожиданно их опубликовали. «Оказалось, я неплохо могу придумывать шутки», вспоминал Баркс. Так он стал продавать свои юмористические скетчи разным изданиям. А в начале 30-х годов устроился редактором в мужской журнал с сомнительной репутацией. Его коллеги любили выпить, и Барксу приходилось делать работу и за себя, и за них. К тому же дело было во времена Великой депрессии, зарплата резко упала. В 1935 году Баркс решил снова испытать удачу и отправил рисунки на студию Уолта Диснея.
И Баркса взяли. Он работал художником-фазовщиком, то есть прорисовывал фазы между кадрами, которые создавал мультипликатор. Это были часы монотонного и скучного труда. Чтобы ещё немного подзаработать, Баркс стал придумывать гэги для сценарного отдела студии. И получалось так здорово, что сценаристы переманили его к себе.
Дональд Дак родился на студии за год до прихода Баркса: селезень появлялся в отдельных мультфильмах о Микки Маусе. А в 1937 году стал главным героем короткометражки. Уже через год обогнал Микки Мауса по рейтингу. Микки был положительным героем, сценаристы решили не менять его характер и придумали ему друга-забияку, который был бы с ним на контрасте.
Через какое-то время Баркс захотел изменить характер Дональда Дака и наделил его своими чертами. Вместо того, чтобы и дальше использовать образ забияки, Баркс сделал из него внимательного, неравнодушного персонажа. Плутоватого, но неуклюжего. Зрители узнавали в нём себя: они смеялись над передрягами Дональда и при этом сочувствовали ему.
Чтобы оттенить самого Дональда, сценаристы придумали ему племянников Хьюи, Дьюи и Луи. По задумке, они были просто вредными детьми, которые ссорились с дядей. Они пришли с запиской от мамы, сестры Дональда, которая просила позаботиться о детях, пока она в отъезде. Правда, мама утят так и не вернулась.
Когда через несколько лет Баркс начал рисовать комиксы, он понял, что такой скучной роли утятам мало. И сделал их умниками, которые благодаря «Энциклопедии юных сурков» могут найти выход из любого положения. И в то же время нечаянно всё испортить. «Я всегда старался сделать их поведение непредсказуемым, чтобы никто, открывая комикс, не догадывался, как утята поведут себя на этот раз. Их было чертовски трудно рисовать!» говорил Баркс.
Дядюшка Скрудж появился, когда сценаристы работали над рождественским мультфильмом. Баркс вспомнил о персонаже Диккенса, старом скупердяе Скрудже. И подумал, что у Дональда тоже мог бы быть богатый и жадный родственник. Баркс признавался, что никогда не считал своих героев птицами. Для него они были людьми, только с утиными телами.
В 1942 году он уходит из студии, чтобы открыть собственный бизнес птицеферму. Но через какое-то время всё-таки вернулся к рисованию и устроился в издательство Western Рublishing, которое выпускало серию «Комиксы и истории Уолта Диснея».
Он проработал в издательстве до 1966 года и за это время нарисовал более 500 комиксов (это больше 6000 страниц). Баркс вспоминал, что когда изображал эмоции персонажа, то постоянно гримасничал сам. К концу дня у него даже начинало болеть лицо. Правда, рукописи комиксов не сохранились: издательство не видело в оригиналах особой ценности.
Все иллюстраторы работали в издательстве анонимно. Уолт Дисней в конце 1940-х годов предложил подписывать комиксы, но руководство издательства отказалось. Оно боялось потерять прибыль: будто бы дети были уверены, что всё, что выходит под лейблом «Дисней», делает сам Уолт. Но читатели отлично различали стили художников, которые работали над комиксами. Баркса, например, они прозвали «человеком-уткой» и «лучшим утиным художником». Иногда Баркс даже писал Bars на коробке с едой в Даксбурге. Но никто не знал, что за этой выдуманной маркой скрывается имя художника.
Герои Карла Баркса за 25 лет побывали чуть ли не во всех точках мира. Хотя о путешествиях самого Карла Баркса ничего не известно. Возможно, он вообще никогда не выезжал из США. Но к путешествиям своих героев относился ответственно. Он изучал, как выглядят в конкретных местах пейзажи, люди, животные. Если собирался посвятить историю добыче золота, то старался узнать об этом всё. У Баркса были толстенные папки с вырезанными из газет фотографиями людей, мест, механизмов. Он вообще обожал разбираться с тем, как всё устроено, и читать научно-популярные журналы.
К сожалению, сам Баркс ни разу не видел, чтобы кто-нибудь покупал его комиксы: «Я заходил в магазин и, если у меня было немного свободного времени, притворялся, что читаю «Популярную механику». А в этот момент ждал, пока к прилавку подойдёт ребёнок. Я надеялся, что он выберет «Комиксы Диснея» или «Дядю Скруджа» и мечтал увидеть, как ребёнок платит десять центов за мой комикс. Но дети покупали «Супермена». И никто даже смотрел на дядюшку Скруджа и Дональда Дака».
Баркс просто, как это бывает, был не в том месте и не в тот час. Например, в городе Луисвилле жил мальчик Дон Роса, который собирал истории о Скрудже и Дональде Даке. А потом так же, как Баркс когда-то, копировал их. В 1970-е, когда Баркс ушёл на пенсию, Дон Роса стал рисовать и придумывать свои истории про уток. Он публиковался вплоть до 2000-х годов и, можно сказать, обеспечил Скруджу Макдаку долгую и интересную старость. А также придумал и рассказал историю его юности. Сам Баркс после выхода на пенсию писал картины, на которых изображал героев Даксбурга и знаменитостей в образе уток. И делал это почти до самой смерти: старик Баркс умер в 2000 году, ему было 99 лет.

 

Источник


Добавить комментарий