Ёптель

это не вероятно, но факт!

Как Ридли Скотт бесчестно обвинил совсем не тех людей в провале «Последней дуэли»

Как Ридли Скотт бесчестно обвинил совсем не тех людей в провале «Последней дуэли» Новый фильм режиссера «Гладиатора» вышел очень даже неплохим. Средневековая драма о дуэли Жака Ле Гри и Жана де

Новый фильм режиссера «Гладиатора» вышел очень даже неплохим. Средневековая драма о дуэли Жака Ле Гри и Жана де Карружа отлично снята и имеет интересную задумку в разбитии на три главы, выполненных в не самой стандартной для нынешнего кино манере. Безусловно, это один из лучших фильмов Скотта за последние двадцать лет, который признал даже я, не любитель возрождения «Чужого», «Всех денег мира» и «Марсианина». И в то же время — далеко не идеальный, потому что Ридли, несмотря на свою мастеровитость, попросту не сумел держать весь хронометраж в напряжении, что, как мне кажется, в данной ленте, которая не насыщена действием, крайне необходимо. И если честно, для меня бы «Последняя дуэль» осталась уже где-то позади, не выскажи на днях Скотт довольно странные и весьма нелогичные вещи в одном из западных интервью.
Если вы вдруг пропустили, то вкратце. Фильм сокрушительно провалился в прокате. За более чем месяц проката он собрал по миру меньше 30 миллионов долларов при огромном бюджете в 100. И Скотт, когда его спросили насчет этого, обвинил в кассовой неудаче «чертовых миллениалов, которые ничему не хотят учиться без телефонов». Я думаю, что все уже привыкли к экстравагантным высказываниям Ридли, недавно к примеру он разнес кинокомиксы за сценарий, однако все же это тот самый спич, который выходит за рамки обычных «Мне не нравится эта чушь». Постановщик покусился на зрителя — в том числе того самого, который помогал ему возвращаться статус топ-режиссера сборами «Марсианина» и «Прометея». Таким образом Скотт не только выразил свое мнение касательно современного взрослого поколения (а миллениалам сейчас может быть и 35-40 лет), но и заявил, что его незаслуженно проигнорировали на ровном месте, когда на то не было объективных причин. Мол, нынешние тридцатилетние просто избегают сложное кино.
Вот только проблема в том, что это не совсем так. Основная причина провала «Последней дуэли» в пандемии — банально, но да, именно в ней. Несмотря на то, что мировой прокат постепенно возвращается к былым кондициям, даже бьются какие-то локальные рекорды, однако до уровня 2019 года очень далеко. Если вы откроете список вышедших фильмов с начала весны, то увидите, что окупились слишком мало проектов. Из гибридных релизов с натяжкой вышли в ноль лишь «Годзилла против Конга» и «Дюна», тогда как «Черная вдова», «Круэлла», «Круиз по джунглям» и «Отряд самоубийц» довольствуются лишь половиной из того, что в нормальное время считалось бы провалом. Из эксклюзивно кинотеатральных — что «Главный герой», что «Шан-Чи», что «Форсаж 9», что «Вечные», что «Не время умирать» показывают неплохие цифры, но лишь в пандемийный период. 25-я картина о Джеймсе Бонде вовсе побила рекорд по сборам среди Голливуда в 2021 (а вместе с этим и в 2020), однако, как говорят инсайдеры, все равно ушла в 100-миллионный минус. По-настоящему свое взял лишь «Веном 2», которому помог маленький бюджет (110 млн), невероятный бренд, легкость и полтора часа на просмотр. Зритель, может, и готов сходить на 90 минут развлекательного китча, где еще и есть суперпопулярный Том Харди, но он десять раз задумается, прежде чем попытать удачу на «Последней дуэли» — довольно нелегкой драме о проблемах женщин в Средневековье, которая идет два с половиной часа и почти целиком состоит из диалогов (и большая часть из них при этом повторяется). Это не тот фильм, на который пойдут компанией, поэтому рассчитывать стоит на узкий круг аудитории, готовой потратить на это свое время.
И тут как раз важно, что взрослый зритель пока не выбирается в кинотеатры массово. Это чуть ли не факт, который все западные аналитики бокс-офиса отмечают в каждой второй статье. Если действительно молодое поколение без проблем пользуется кинотеатрами, то у людей постарше с этим все еще есть сложности. По этой причине вообще все (и это, за редким исключением, действительно так) фильмы с расчетом на взрослую аудиторию на больших экранах проваливаются. Ни один из таких проектов Warner Bros. хитом проката не стал, хотя пытали удачу и Хью Джекман, и Клинт Иствуд, и Джеймс Ван с самым легкоокупаемым жанром в кинематографе, и даже суперзвезда Уилл Смит. «Спенсер» с Кристен Стюарт, «Прошлой ночью в Сохо» Эдгара Райта, «Французский вестник» Уэса Андерсона, «Холодный расчет» с Оскаром Айзеком, пошумевший в Каннах «Титан», «Белфаст», «Агнец» и «Свинья» от A24 — все довольствуются малым, уходя катастрофически быстро в онлайн. Если раньше эти фильмы могли надеяться на хороший сарафан и дистанцию, то сейчас, когда взрослая аудитория лишний раз в кино не вылезает, а прокат каждые две недели железно отбирает какой-нибудь блокбастер, вложивший в рекламу в десять раз больше средств, никакой космической кассы ждать не приходится и больше шансов на успех в сети.
И «Последняя дуэль» в этом плане вышла кошмарно не вовремя. Поскольку ленту начали снимать еще до ковида, у нее непозволительно большой бюджет, который невозможно окупить в нынешних реалиях. Самый дорогой из невостребованных в кино — 50-миллионный «Король Ричард», который не питает лишних надежд и выходит на основном рынке гибридно, тогда как у Скотта минимум производственных затрат в два раза больше. Для приемлемого результата «Последней дуэли» нужно хотя бы 250 млн сборов, на которые, конечно, никто, кроме хайповых блокбастеров, сейчас рассчитывать не может. Даже хоррор «Хэллоуин убивает», для надежности одновременно прибывший на стриминг и радующийся совершенно посредственным в обычный период 130 млн. Спасти хоть немного положение могла студия, но беда в том, что как раз она на маркетинг выделяла явно недостаточно, поскольку и в нашем сообществе, и западном постоянно говорят о том, что почти не слышали об этом фильме. Однако на нее Ридли — то ли предусмотрительно, то ли трусливо, то ли все вместе бочку — катить не стал, назвав ее поддержку «фантастической». Почему Disney не захотел по-настоящему промоутировать высокобюджетную картину с Мэттом Дэймоном, Адамом Драйвером, Беном Аффлеком и звездой малых экранов последних лет Джоди Комер — вопрос отдельный, но, наверное, не особо требующий ответа, потому что и других, более серьезных проблем хватает. Но я, следующий сразу за миллениалами зумер, в премьерный день и в три часа дня сидел в просторном зале популярного кинотеатра совершенно один. И будучи активным пользователем западных соцсетей, уж точно не видел там никакого ажиотажа насчет «Последней дуэли» — даже «Дом Гуччи» и «Спенсер» с «Вестником» получают в три-четыре раза больше внимания.
Про то, что Скотт никогда суперкассовым режиссером не был и в последнее время больше разочаровывал, говорить уже вряд ли стоит, можно даже не затрагивать невостребованность исторического жанра, где 8-9 из 10 представителей проливаются. Ясно одно: Ридли — великий кинематографист, но с такими высказываниям явно не великий человек. Бесцеремонно разносить современное кино, которое нравится миллионам и отнимает у него привычные возможности, — это мнение, безусловно имеющее право на существование. Бесцеремонно разносить зрителя, который в последнюю очередь виноват в провале твоего фильма и исправно поддерживал твои предыдущие работы, — это уже ужасная низость.

.