Ёптель

это не вероятно, но факт!

Как самолеты Ту-214 и Ту-160 обрели в Казани вторую жизнь

Как самолеты Ту-214 и Ту-160 обрели в Казани вторую жизнь Российский авиапром в последние месяцы оказался под пристальным вниманием как политиков, так и простых граждан. В условиях санкций мы

Российский авиапром в последние месяцы оказался под пристальным вниманием как политиков, так и простых граждан. В условиях санкций мы особенно остро ощутили зависимость от зарубежных самолетов и нехватку собственных. Недавно правительством РФ была принята программа развития авиатранспортной отрасли до 2033 года. Важную роль в ней предстоит сыграть и Казанскому авиационному заводу имени С.П. Горбунова.
Корреспондентам «РГ» удалось побывать на предприятии, где планируют нарастить серийный выпуск пассажирских среднемагистральных лайнеров Ту 214. Заодно мы смогли увидеть, как собирают легендарный стратегический бомбардировщик Ту 160 «Белый лебедь».
Спецборт для президента
Попасть на КАЗ задача не из легких. Предприятие оборонное, и служба безопасности разглядывает потенциальных гостей, что называется, под микроскопом. Добро на посещение получает далеко на каждое СМИ. Но «Российскую газету» на заводе любезно согласились принять.
Первым делом отправляемся в святая святых — на летную испытательную станцию (ЛИС). Везут нас на служебной машине: территория завода огромная, пешком здесь не находишься. Пара минут — и мы уже любуемся выстроившимися в ряд самолетами. Это и ракетоносцы Ту 22М3, и различные версии Ту 214.
Экскурсию проводит замначальника летной испытательной станции и начальник инженерно-авиационной службы Дмитрий Колесов. Мы подходим ближе к Ту 214. Каких только модификаций здесь не встретишь! Есть даже участник международной программы «Открытое небо», ныне закрытой.
Производят на КАЗ спецборта для первых лиц государства: президента РФ и министра обороны. Ту 214 у VIP-персон зарекомендовал себя хорошо. Теперь ему снова предстоит отправится в народ. Он один из кандидатов в базовые пассажирские самолеты страны. Авиапарк пока, увы, почти на 70 процентов состоит из «иностранцев».
— Проводили сравнительный анализ машин в этом классе. Летные и эксплуатационные характеристики Ту 214 на уровне Boeing 737 и его семейства, Airbus 320 и 321, — говорит Дмитрий Колесов. — А преимущество в наших экономических реалиях — это цена. Импортные подороже. Думаю, будем мы летать на своих самолетах.
От импортных деталей не зависит
Уверен в том, что перед Ту 214 открываются большие перспективы, и наш следующий собеседник — директор конструкторско-технологического цеха Александр Ромадановский. Он представитель заводской династии в третьем поколении. На КАЗ работали военпредами его дед и отец. Бабушка была металлургом, а мама инженером.
Как раз на их глазах здесь самолет Ту 204 перерождался в Ту 214 с улучшенной взлетной массой, усиленными шасси и модернизированным двигателем ПС-90. Получить сертификат на новый самолет было непросто, но при поддержке властей Татарстана это удалось. Свой первый полет Ту 214 совершил 18 марта 1996 года. Увы, этот взлет совпал с началом упадка в отечественной авиационной отрасли.
— В страну пришли зарубежные самолеты, поскольку от серийного выпуска Ту 214 отказались, — рассказывает конструктор. — Но зато государство захотело получать спецборта. Ту 214 оказался удобен для замены Ту 154 благодаря своим характеристикам, дальности и экономичности, был более рентабельным.
На КАЗ выпущено 34 самолета Ту 214, каждый по-своему уникальный. И вот пришло время, когда серийный Ту 214 вновь оказался востребован страной.
— Может показаться, что за прошедший период завод мало самолетов собрал, но это из-за того, что каждый заказ был индивидуальным. С пассажирскими будет проще. При этом Ту 214 у нас максимально приведен к современным требованиям. Есть план выпускать десять машин в год.
Ставка на Ту 214 делается и потому, что он один из немногих самолетов, имеющих в своей комплектации минимум импортных составляющих. По словам Александра Ромадановского, к наиболее значимым зарубежным компонентам можно отнести часть связного и навигационного оборудования. Все остальное — мелочи. А поскольку его предшественник Ту 204 родом из Советского Союза, то и все комплектующие закладывались отечественные. Технологии их производства не утеряны, так что вернуться к ним не составит большого труда.
— Может возникнуть вопрос с интерьерами, — уточняет он. — Когда была такая возможность, использовали иностранные отделочные материалы. Да, отделка будет поскромнее, но свою главную функцию самолет выполнять будет. Я вообще считаю, что Ту 214 недооценен. Так вышло, что он родился в тот период, когда отрасль переживала кризис. Если бы он появился в наши дни, у него было бы больше шансов. Сейчас происходит его второе рождение.
Был аналоговый, стал цифровой
Вторую жизнь на заводе обрел и стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту 160. Этот легендарный самолет, известный также как «Белый лебедь», является визитной карточкой КАЗ. Разработанный еще в 1970-е годы, он и по сей день остается мощнейшим в мире ударным сверхзвуковым самолетом. На Казанском авиационном заводе серийный выпуск машины начался в 1984 году. После развала Советского Союза производство Ту 160 остановили. Но КАЗ продолжал обслуживать находящихся в строю «Белых лебедей».
— Работу на заводе начинал с Ту 160, — вспоминает замначальника ЛИС Дмитрий Колесов. — Красивый самолет и летает красиво!
Как поясняет директор конструкторско-технологического цеха Александр Ромадановский, за долгое время эксплуатации оборудование Ту 160 устаревало, между тем как требования к самолетам были обновлены. К тому же часть комплектующих изготавливалась раньше на территории всего Советского Союза, а теперь все эти производственные цепочки оборваны. Так было принято решение о глубокой модернизации Ту 160.
— Мы заменили большую часть оборудования, автоматическую бортовую систему управления, комплекс управления топливом, авиационную систему, вооружение, — рассказывает директор КБ. — Новая информационно-управляющая система позволила отказаться от аналоговых приборов. Кабина самолета полностью цифровая. Два модернизированных Ту 160 мы передали на предварительные испытания, сейчас готовится третий.
По словам Дмитрия Колесова, отличить на глаз Ту 160М от старой версии смогут только специалисты.
— А внутренне это совершенно другой самолет, — поясняет он. — Прежним остался фюзеляж. Улучшились его летные и эксплуатационные характеристики, облегчилась работа экипажа.
«Белый лебедь» рвется в небо
В 2018 году президент России поставил задачу организовать постройку совершенно нового Ту 160, что называется, с нуля. Это стало вызовом для КАЗ: проекты таких масштабов не реализовывались с советских времен. Воссоздание производства «Белого лебедя» стало импульсом для модернизации всего завода.
— Это не просто, мол, взял чертежи и стал заново собирать. Восстанавливать старое было бы неправильно. Самолет нужно было делать по новым технологиям, в том числе и для сокращения производственного цикла. Потребовалось оцифровать всю конструкторскую документацию и учесть все замечания к производству, которые были сделаны еще в советское время. Трудности были связаны с освоением той технологии, по которой производились Ту 160. Какие-то компетенции были упущены или оказались за пределами России. Работа проводилась огромная. Основной задачей стало восстановление лучевой сварки центральной балки самолета. К счастью, все оперативно удалось наладить.
В январе 2022 года произошло историческое событие. Вновь построенный Ту 160М совершил первый полет с аэродрома КАЗ. По характеристикам изготовленный с нуля «Белый лебедь» ничем не отличается от модернизированной версии Ту 160М.
Нам посчастливилось побывать в цехе, где собирают ракетоносцы.
— В настоящее время происходит стыковка фюзеляжа. Все комплектующие на данный момент поставлены, — поясняет замначальника производства по сборке фюзеляжа Алексей Шаландин.
Крылья Ту 160М собирают в отдельном цеху. Затем их соединят с фюзеляжем, и самолет обретет привычный облик. Если все работы пойдут по плану, второй «Белый лебедь» взмоет в небо в этом году.

.