Ёптель

это не вероятно, но факт!

Казак Мамай

Казак Мамай Казак Мамай (также Казак бандурист, укр. Козак Мамай) один из самых популярных на Украине образов казака-лыцаря (рыцаря), своеобразный идеал «украинской мечты» той эпохи. Впервые

Казак Мамай (также Казак бандурист, укр. Козак Мамай) один из самых популярных на Украине образов казака-лыцаря (рыцаря), своеобразный идеал «украинской мечты» той эпохи.

Впервые появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе. Картины с образом Казака Мамая появляются с середины XVIII века. Символ стал настолько популярным и метким глубинным образом среди народа, что даже конкурировал с иконами.

Многие исследователи склонны отождествлять образ Казака Мамая с беклярбеком Золотой Орды Мамаем из огузского племени кият, чьи потомки участвовали в формировании казачества на Украине. В то же время лишь единицы из картин канона в оригинале имели подобную подпись, большинство, которое датируется Колиивщиной, было иначе персонализировано что позволяет иным образом номинировать главного персонажа и, соответственно, сами картины.

Краткие сведения

Каноничный образ казак бандурист сидящий со скрещёнными ногами. Среди дополнительных элементов чаще всего встречаются горилка и закуска, дуб, рядом пасущийся конь казака. На картинах времен Колиивщины как правило также присутствуют сцены казни врагов.

Сказания о казаке Мамае можно встретить среди народных легенд, переводов, прибауток. Но лучше всего его образ воспроизведен в народной живописи: в бархатном жупане, сафьяновых сапогах и синих шароварах; круглая выбритая голова с закрученным за ухо «оселедцем», длинные усы, чёрные брови, карие глаза, тонкий нос, румяные щёки портрет красавца-молодца, которым он сложился в народном воображении.

Казака Мамая на таких картинах всегда рисовали с кобзой, которая является символом певчей души народа. Конь на картине символизировал верность, дуб силу духаhttps://vk.com/источник не указан 1235 дней. Часто на рисунках мы видим изображение копья с флажком, казацкого штофа и рюмки. Это были вещи, связанные со смертью казака, копьё ставили на месте захоронения, штоф и рюмку клали в могилу они напоминали о мимолётности жизни и о казацкой судьбе, в которой угроза смерти в бою была повседневной реальностью.

Такие картины рисовали на полотне, на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и даже на дверях яркими, сочными красками, часто с надписью на украинском языке: «Я козак Мамай, мене не займай» (рус. Я казак Мамай, меня не трогай). Это свидетельствовало о доброте, независимости и весёлом нраве хозяев. Упомянутые рисунки, которые дошли до нашего времени, не только украшали дом, но и рассказывали о вкусах и мировоззрении хозяев.

Пытаясь объяснить популярность у украинцев образа казака Мамая, советский историк А. А. Шенников видел его истоки в Полтавском княжестве («Княжестве Мансура»), созданное потомками Мамая из рода кият:

«Портрет воина-бандуриста мог появиться сперва как собирательный образ пограничного жителя княжества Мансура и его ближайших потомков, портрет мамая, но ещё не Мамая и тем более не «козака». А для композиции портрета могло быть использовано какое-то произведение восточной живописи, имевшее хождение у мансуровых татар, едва ли не сохранившаяся ещё от монгольских времён старая буддийская религиозная картина, смысл которой был давно забыт. Этот мамай полутатарин, полусеврюк был ещё далеко не украинец по своему этническому самосознанию и культурному облику, но он успешно защищал славянское население Украины от крымских набегов и потому стал весьма популярен.»

.