Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Ключ от вечности» (2010), 4 серии

 

Ключ от вечности (2010), 4 серии Цикл фильмов позволит взглянуть на историю русской иконы в контексте мировой художественной культуры.Выпуск 1-й. Византийские учителяПриняв от Византии

Цикл фильмов позволит взглянуть на историю русской иконы в контексте мировой художественной культуры.

Выпуск 1-й. «Византийские учителя»

Приняв от Византии христианство, Русь восприняла одну из самых сложных духовных культур средневековья, где сакральные изображения — иконы — занимали совершенно особое место. Практически все древние памятники христианского искусства на территории современной России и Украины имеют византийское происхождение: храмы, посвященные Софии, — Премудрости Божией в Киеве и Новгороде; ансамбли фресок в Старой Ладоге, Пскове, в новгородских землях; древние иконы, хранящиеся в крупнейших музеях России. Все эти шедевры мировой культуры были созданы византийскими мастерами.
Участвуют: Татьяна Царевская — доктор искусствоведения, главный хранитель Софийского собора в Великом Новгороде; Владимир Сарабьянов — реставратор, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления; Алексей Лидов — кандидат искусствоведения, византолог; Юрий Соколов — культуролог, кандидат исторических наук; игумен Александр (Федоров) — кандидат искусствоведения, преподаватель Академии художеств, руководитель иконописной школы Санкт-Петербургской духовной академии; священник Андрей Давыдов — иконописец (Суздаль).

Выпуск 2-й. «Золотой век»

Рубеж XIV — XV веков в истории русского искусства отмечен творчеством двух великих мастеров — Феофана Грека и Андрея Рублева. В их искусстве нашло живописное воплощение одно из важнейших течений византийской богословской мысли — философия «исихазма» (умной молитвы). Тема преображения мира под воздействием божественных энергий, тема духовного Фаворского света стали основными в живописи Феофана Грека, который расписал в экспрессивной манере храм Спаса на Ильиной улице в Новгороде. В творчестве Андрея Рублева нашла отражение другая сторона византийской духовной культуры — проникновенная, гармоничная, сосредоточенная молитва, воплощением которой стал главный шедевр русской иконописи — «Троица», написанная Рублевым в последние годы жизни.

Участвуют: Геннадий Попов — доктор искусствоведения, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Татьяна Царевская — доктор искусствоведения, главный хранитель Софийского собора в Великом Новгороде; Владимир Сарабьянов- реставратор, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления; Адольф Овчинников — художник-реставратор, Всероссийский художественно-научный реставрационный центр им. Грабаря; Алексей Лидов — кандидат искусствоведения, византолог; Юрий Соколов — культуролог, кандидат исторических наук; игумен Александр (Федоров) — кандидат искусствоведения, преподаватель Академии художеств, руководитель иконописной школы Санкт-Петербургской духовной академии; Дмитрий Мироненко — иконописец (мастерская Александро-Невской Лавры, Санкт-Петербург).

 

Выпуск 3-й. «Окно в Европу»

Между русской иконой начала XV века и иконами середины XVII века лежит самая настоящая эстетическая пропасть. Рядом с живописными шедеврами времени Рублева иконы XVII века выглядят как изделия провинциального ремесленника. Что же произошло с иконописью за полтора века Ключевым моментом в истории русской иконы стал XVI век — время правления Иоанна Грозного, когда идеологические и политические мотивы стали вторгаться в сакральное пространство. С этого момента произошла подмена культурологической матрицы: высокое, мистическое искусство, связанное с византийской традицией, стало вытесняться религиозной картиной, ориентированной на эстетику западноевропейского Возрождения. Русское религиозное искусство конца XVII века по своей сути, по духу ближе к Леонардо да Винчи и Тициану, чем к Андрею Рублеву и Феофану Греку.
Участвуют: Энгелина Смирнова — доктор искусствоведения, профессор кафедры истории искусств МГУ, член Союза художников России, Ассоциации искусствоведов; Владимир Сарабьянов — реставратор, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления; Адольф Овчинников — художник-реставратор, Всероссийский художественно-научный реставрационный центр им. Грабаря; Ирина Родникова — искусствовед, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника, заслуженный работник культуры РФ; Алексей Лидов — кандидат искусствоведения, византолог; Юрий Соколов — культуролог, кандидат исторических наук; священник Андрей Давыдов — иконописец (Суздаль).

Выпуск 4-й. «Возвращение иконы»

В XIX век русское общество вступило, окончательно утратив представление о классической иконе. В древней иконе люди XIX века видели в лучшем случае памятник истории, а в худшем — примитивное, варварское искусство. В храмах имперской России господствовала религиозная живопись, ориентированная на западноевропейское искусство. На рубеже XIX — XX веков в рамках так называемого «византийского проекта» была предпринята попытка создать новую «романтическую» русскую икону. Одним из главных памятников византийского стиля стал Владимирский собор в Киеве, над росписями которого трудились выдающиеся мастера Серебряного века Виктор Васнецов и Михаил Врубель. Однако, их искусство было меньше всего похоже на классическую русскую и византийскую икону, открытие которой состоялось в начале XX века благодаря усилиям русских коллекционеров: они впервые отреставрировали древнюю икону, освободив яркую авторскую живопись от поздних ремесленных записей. С этого времени русская икона стала оказывать самое значительное влияние на мировую художественную культуру, оставаясь и по сей день источником вдохновения для многих современных художников.

Участвуют: Адольф Овчинников — художник-реставратор, Всероссийский художественно-научный реставрационный центр им. Грабаря, заслуженный работник культуры РФ; Ирина Шалина — старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, кандидат искусствоведения; Олег Тарасов — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела истории культуры Института славяноведения РАН; Алексей Лидов — кандидат искусствоведения, византолог; Юрий Соколов — культуролог, кандидат исторических наук; игумен Александр (Федоров) — кандидат искусствоведения, преподаватель Академии художеств, руководитель иконописной школы Санкт-Петербургской духовной академии; Павел Бусалаев — иконописец (Москва).

Ключ от вечности (2010), 4 серии Цикл фильмов позволит взглянуть на историю русской иконы в контексте мировой художественной культуры.Выпуск 1-й. Византийские учителяПриняв от Византии

Источник