Ёптель

это не вероятно, но факт!

Кое что про Цыган

 

Кое что про Цыган Её знатоки помнят период гонений в Западной и немного в Восточной Европе, когда цыгане не имели возможность легального заработка и потому часто прибегали к воровству (но,

Её знатоки помнят период гонений в Западной и немного в Восточной Европе, когда цыгане не имели возможность легального заработка и потому часто прибегали к воровству (но, заметьте, никогда к грабежам), а также были вынуждены передвигаться по ночам и прятаться в глухих лесах и пещерах.

Из-за такого образа жизни о цыганах начали ходить самые разнообразные легенды, естественно, страшные — что хорошего можно придумать о людях, спящих днём и передвигающихся ночью Отголоски этих легенд можно найти и в современном искусстве: литературе, кинематографе, живописи. Итак, цыганам приписывались:

* Дьяволопоклонничество или язычество (что усугублялось тем фактом, что Бог по-цыгански «Дэвэл», а Бога цыгане поминают часто!).
* Вампиризм или услужение вампирам.
* Ликантропия (т.е. волчье оборотничество)
* Банальный разбой, но всё равно с последующим см. ниже
Вследствие этого им приписывались также
* Людоедство — оборотни едят людей, ясен пень, и сатанисты-язычники стопудово тоже.
* Похищение людей с целью полюдоедствовать, принести в жертву, выпить кровушки, провести кровавый ритуал и пустить на магические снадобья.
* Собственно владение чёрной магией, напрямую связанное с их сатанизмом-язычеством.

Естественно, наиболее лакомыми жертвами считались дети. Естественно, детей предупреждали о том, чтобы они были осторожны: в любой момент их может украсть цыган и съесть. Постепенно мифы о людоедстве развеялись (в отличие от некоторых других), однако мысль о том, что цыгане крадут детей (уже, правда, непонятно с какой целью) в человеческом сознании осталась. Что интересно, в России этот миф тоже есть, однако непохоже, чтобы когда-нибудь детская страшилка здесь дополнялась этим «…и съест». Когда я спрашивала людей, использующих эту страшилку, почему же цыгане украдут детей, т.е. как они могут объяснить или объясняют это детям, они говорили: «потому что красивый». Т.е. в России, похоже, традиционно было принято объяснять этот миф пристрастием цыган к красивому, что, согласитесь, большая разница.

Так, а теперь могу я вас попросить, накидать мне для иллюстрации примеров описанных выше легенд о цыганах

Вот я навскидку вспоминаю:

«Дракула» Брэма Стокера, цыгане — помощники вампира;
«Снежная королева» Г.Х.Андерсена, лесные разбойники-людоеды смуглы, если судить по описанию маленькой разбойницы и её мамы, похоже на отголосок мифов о цыганах;

«Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, цыгане названы язычниками-солнцепоклонниками и крадут ребёнка с неясными целями;

«Зелёная мать» Энтони Пирса; цыганский табор пытается выкрасть двух девочек, находящихся под защитой дриад, с целью сделать их цыганками (..); дриаду при этом чуть не убивают.

 

«Женитьба Фигаро», Бомарше — главного героя в детстве похищают цыгане, с целью, которая так и не раскрыта в произведении;

Опера «Трубадур» — цыганка Азучена похищает графского ребенка, мстя за мать и в помрачении бросает его в огонь (ну, тут мы хотя бы видим некий смысл её действий, так что из общего фона несколько выбивается…);

«Пёстрая лента» Конан Дойля, цыгане дружат с главным злодеем и убийцей.

Единственный цыган-персонаж в рассказе об Анжелике («маркизе ангелов») красив собой, но обнаруживается в шайке бандитов и сам является атаманом одной из банд. Там же есть неперсонифицированные цыгане, которым разбойник из другой шайки продал сына Анжелики (судя по описанию, его собиралась усыновить одна из цыганок; если бы это писали во времена Анжелики, думаю, его бы откармливали для съедения!).

В романе Вальтера Скотта «Квентин Дорвард» цыгане, исполняющие роль посланников короля, то бишь роль положительную, тем не менее описываются язычниками. Однако к воровству, которым в те времена цыгане действительно сильно грешили, автор относится снисходительно. Вот исполненный тонкой иронии диалог-рассуждение о том, почему в Шотландии не любят цыган:

» — Шотландия слишком холодна для саранчи и слишком бедна для воров, —
сказал Каннингем.
— А может быть, и то, что наши горцы не потерпят других воров, кроме
своих собственных, — заметил Гутри.
— Эй, ты, — сказал Меченый, — не забывай, что я сам уроженец горного
Ангюса и что почти все горцы Глена — мои благородные родственники! Я не
потерплю, чтобы горцев поносили в моем присутствии!
— Но не будешь же ты отрицать, что они воруют скот — сказал Гутри.
— Угнать стадо овец — еще не значит быть вором, — возразил Меченый. —
Я готов утверждать это где угодно.»

Кстати, в мультике Бременские музыканты атаманша — цыганка, и это не случайно, это соответствует фольклору Германии, где и происходит действие мультика… дальше

Точно помню, что когда я только собиралась писать статью (я и сейчас только собираюсь…), примеров просмотрела сотни…

UPD: фильм «Wolfsbayne» (Волчья охота). Средневековье. Цыгане объявлены племенем Сатаны и подлежат уничтожению. Вместе с оборотнями, которые тоже объявлены вне закона. По сюжету те и другие — хорошие, но это явно отзеракливание, выворачивание традиционной точки зрения и продолжение традиционного сюжета «цыгане+оборотни»

Источник