Ёптель

это не вероятно, но факт!

Коронавирус сметет старый миропорядок, уготовив России новую роль

Коронавирус сметет старый миропорядок, уготовив России новую роль Россия должна создать собственный региональный блок, чтобы без оглядок на различного рода потрясения, которые в

Россия должна создать собственный региональный блок, чтобы без оглядок на различного рода потрясения, которые в поскоронавирусном мире будут связаны с борьбой Пекина и Вашингтона, вступить в настоящий 21 век. Этот «большой российский регион» вместе с соседями сможет объединить 300400 млн. человек, считает американист Дмитрий Дробницкий, который в интервью изданию Украина.ру. рассказал, по какому принципу может вскоре разделиться мир и какое место в новой системе займет наша страна.
По мнению эксперта, жесткое противостояние между США и Китаем за мировое лидерство, в которое сегодня они втягивают весь мир, началось давно. Ситуация с коронавирусом «только обострила и ускорила те процессы, которые шли в связи с этим противостоянием».
Вашингтон, как известно, пытается повесить на Китай вину за пандемию COVID-19 и обдумывает, как стоило бы его наказать.
Вариант «давайте не будем бороться с Пекином» в Белом доме вообще не рассматривается. А это, в конечном счете, ведет к тому, что мир, после того как этот коронакризис закончится, уже не будет прежним.
Как пояснил Дробницкий, речь не идет о холодной войне 2.0, в которой участвуют США и Китай.
То есть, возвращения в те времена, когда «мир поделён на страны соцблока и капблока, есть страны, где идёт гражданская война, одной стороне помогают американцы, а другой мы», не будет. Не будет именно потому, что некоторые государства не захотят участвовать в этом конфликте и «заявят собственные региональные проекты».
Эксперт напомнил, что у американского экономиста и геополитика Яна Бреннера такой вариант развития ситуации назывался «мир регионов». И как раз к такому миру регионов в смысле региональных блоков «мы движемся».
При этом Дробницкий уточнил, что «под региональными не нужно понимать точно и чётко географически очерченные места». География этих «регионов» может быть достаточно причудливая, но «два из них китайский и американский будут большими и сильными».
Что касается места России в новой системе, то оно, по его мнению, зависит от того, какие решения будут приниматься высшим политическим руководством.
И вариантов, с его точки зрения, может быть несколько.
Так, если победит прокитайская партия, то «мы просто обнимемся с Китаем и будем их военно-стратегическим союзником». Слияние с Вашингтоном вряд ли произойдет.
Себя же Дробницкий относит к сторонникам собственного регионального блока «большого российского региона, который вместе с соседями для формирования внутреннего рынка сможет собрать хотя бы 300 млн. человек или больше. Это было бы реальным путём развития, который может позволить России вступить в настоящий XXI век самостоятельно и без оглядок на различного рода потрясения, которые будут связаны с борьбой Пекина и Вашингтона».
Нужно только «сделать такое предложение, от которого будет сложно отказаться. Оно должно быть заманчивым и очень жестким. Когда, отказываясь, очень сильно теряешь. В стиле фильма Крестный отец: сделать предложение, от которого никто не сможет отказаться».
Прокомментировать концепцию «большого российского регионального блока», в том числе, как способа избежать проблем из-за «драки» США с Китаем, «СП» попросила замдиректора Института истории и политики МПГУ, члена правления Российской ассоциации политической науки Владимира Шаповалова:
Тема, на самом деле, не новая. Генри Киссинджер лет десять назад сформулировал теорию «большой двойки», теорию нового биполярного американо-китайского мира, который приходит на смену советско-американскому биполярному миру.
И сегодня многие и зарубежные, и отечественные исследователи рассуждают в этих категориях.
Есть, действительно, некоторые элементы современной динамики мироустройства, которые позволяют констатировать, что, во-первых, усиливаются позиции России и Китая. Во-вторых, растет противостояние Китая и Соединенных Штатов.
В то же время, считать этот мир «большой двойкой» я бы не стал ни в настоящий момент, ни в перспективе.
В настоящий момент, это, скорее, «большая тройка» США, Китай, Россия. Или Россия, Китай, США, как кому больше нравится.
В перспективе возможна «большая четверка» нельзя сбрасывать со счетов очень серьезный потенциал Индии. И явное нежелание Индии участвовать в американо-китайских разборках.
В данном случае речь, конечно, не идет о том, что нет других крупных, сильных, мощных держав. Разумеется, есть Германия, Великобритания. Но в настоящее время они все-таки будут в фарватере американской политики находиться, и поэтому рассматривать их в качестве самостоятельных факторов, пока смысла нет.
«СП»: То есть, они просто останутся частью того самого «большого и сильного американского региона»
Судя по всему Есть, конечно, определенный шанс у Германии стать автономным, самостоятельным центром силы. Об этом пишут и говорят уже достаточно много времени. Но пока на немецкой земле стоят американские войска, вести речь о том, что Германия может быть неким альтернативным центром Запада вторым Западом, независимым от США, разумеется, не приходится.
В настоящий момент по совокупному потенциалу лидерами являются США, Россия, Китай. И вот здесь, действительно, растет противостояние Америки и Поднебесной.
И многих, естественно, интересует, насколько это противостояние будет важным фактором для России, и стоит ли России занимать явно выраженную прокитайскую позицию в данном случае.
На самом деле, здесь традиционная ситуация наличия нескольких центров силы и конкуренции между ними. И она обычно сводится к тому, что несколько центров силы объединяются против самого сильного центра силы, который стремится к лидерству. Или к разрушению существующей системы координат.
В этом смысле многополярный мир и 19 века, и 20-го, в том числе, и мировые войны, дают нам эти примеры.
«СП»: Какие, например
Коммунистический Советский Союз, как известно, объединился тогда с либеральным Западом против фашистской Германии, но это не означало, что Советский Союз принял ценности Америки или подчинился Америке. Это был рациональный выбор и Советского Союза и США.
Поэтому в условиях американо-китайского противостояния Россия, конечно, должна делать рациональный выбор.
В настоящий момент, очевидный рациональный выбор, это сдерживание агрессивных действий Соединенных Штатов. И стратегический альянс Москвы и Пекина, который существует с 2001 года, по сути, имеет антиамериканский характер.
Однако это не означает, что для России такая политика будет вечной и постоянной. Она такова, потому что в настоящий момент США представляют для России существенно большую опасность, чем Китай. Поэтому, собственно, для нас важна координация действия для сдерживания американской агрессии. Что, собственно, Россия и Китай с успехом делают в последнее время.
И самый главный вопрос, что Россия может предложить и кому
Да, у нас в разы меньше экономика, чем американская и китайская. У нас в разы меньше населения, чем американское и китайское. Но у России есть свои ресурсы, свои существенные позитивные моменты, на которых она может и должна успешно играть, позиционируя себя в качестве самостоятельного центра силы.
«СП»: Что за ресурсы
Во-первых, это военно-промышленный потенциал по сути, в настоящий момент лидерский по целому ряду позиций. Несмотря на то, что Россия имеет военный бюджет в 17 раз меньше американского, ее военный потенциал ничуть не уступает потенциалу США, а по некоторым параметрам и превосходит его. Это к вопросу американской эффективной модели.
Второе, это наши научно-технические достижения в целом ряде ключевых секторов таких, как космос, атомная энергетика и ряд других. В данном случае, Россия тоже занимает лидирующие позиции, но она должна расширять этот перечень и укреплять эти позиции.
И третий ресурс это традиционная для нашей страны ориентация на конструктивные отношения не только с ближним зарубежьем, но и со странами третьего мира. Это имеет существенный исторический контекст. Он связан с тем, что в отличие от западных стран (или того же самого Китая, кстати, цинского периода), Россия никогда не была колониальной державой. Никогда не делила народы на «лучших» и «худших».
В этом смысле советский интернационализм стал логическим продолжением той полиэтнической и поликонфессиональной «симфонии», которая была в Российской империи. А современная, постсоветская Россия, в принципе, сохранила этот аспект доброжелательного, позитивного отношения к другим странам и народам. И это является очень серьезным ресурсом, который можно и нужно эффективно разыгрывать.
«СП»: Но Дробницкий ведь говорит не просто о союзниках, он предлагает новую геополитическую концепцию большой российский региональный блок. Но как туда можно привлечь бывшие республики СССР, мне, например, представляется с трудом
Дробницкий, конечно, прав. Более того, эта идея уже реализуется. Это Евразийский Союз, который существует и справляется с теми чрезвычайно сложными вызовами, которые есть в настоящее время. Этот Союз, конечно, будет и дальше укрепляться. И, по всей вероятности, все-таки в нем, рано или поздно, найдет свое место и Украина. Или часть Украины если будущее этой страны приведет к созданию двух-трех независимых государств.
Поэтому вероятность создания единого политического и экономического пространства в форме союза, конфедерации или даже децентрализованной федерации на части постсоветского пространства, она существует. И она является достаточно вероятной моделью будущего.
Здесь мне хотелось бы обратить внимание на то, что собственно, в основе ее, с точки зрения России, должен быть союз четырех: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Именно этот союз четырех может обеспечить наиболее эффективное экономическое, политическое и культурное развитие всех данных народов.
Как известно, дважды предпринимались попытки создания такого объединения. В 2004 они (собственно, переговоры о вступлении Украины в Таможенный союз) были прерваны «оранжевой революцией», в 2014 Евромайданом.
Таким образом, мы видим, что это не только проекция будущего. Это российская политика. Россия упорно стремится создать союз четырех. Пока США дважды удавалось блокировать эти попытки. Но я уверен, что будут еще и третья, и четвертая попытки. В конце концов, воссоединение Украины с Россией в 17 веке произошло тоже не сразу, а спустя достаточно длительный период удач и неудач в российской западной политике, направленной на объединение восточных славян.
Поэтому, конечно, эти попытки Россия будет развивать и продвигать. И в определенный момент, я думаю, они увенчаются успехом.
Что касается остальных республик бывшего СССР, то здесь, я думаю, тоже есть перспективы включения в союз и Молдавии, и Грузии, и Узбекистана. Но это будет зависеть от того, насколько успешным окажется возрождение российско-украинского союза.
«СП»: Речь ведь еще идет о том, что для поддержания внутреннего рынка этот союз (или блок) должен объединять, как минимум, 300 млн. человек
В Советском Союзе, как известно, было 280 млн. То есть, даже в СССР не было 300 млн., с учетом и Узбекистана, и Таджикистана, и всех кавказских республик
Но в данном случае, я думаю, что есть ведь другие моменты не менее важные. Россия обладает колоссальным ресурсом, этот ресурс земли. И в смысле территории, и в буквальном смысле. В условиях сложной турбулентности будущего это очень привлекательный ресурс с точки зрения переселенческих процессов. Не только за счет объединения каких-то территорий, но также за счет привлечения на эти территории новых людей, новых переселенцев.
Думаю, что Россия способна повторить опыт 1819 веков т.е. привлечения, как жителей Западной, так и жителей Восточной Европы, для которых Российская империя была Землей обетованной и сулила очень интересные перспективы. В условиях неопределенности и высокой степени вероятности негативного сценария в Европе, исход европейцев на российские земли вполне возможен. Точно так же, как в принципе это возможно и для представителей других народов.
Второе, это, конечно, очень активная политика по привлечению иностранных специалистов и студентов. Уже сейчас, кстати, количество иностранных студентов в России превышает соответствующие показатели Советского Союза. И если эту политику развивать и делать более структурированной, продуманной, обстоятельной, то вполне возможно привлечение достаточно большого количества специалистов, студентов, людей заинтересованных в будущем России из разных регионов мира.
Так что, это вполне вероятная перспектива. Как и перспектива изменения демографической ситуации т.е. слома негативной тенденции и выхода на позитив.
Сейчас мы находимся в демографической яме, которая является результатом двойного удара Второй мировой и «девяностых». Но совсем скоро мы выйдем из этой ямы это естественный процесс. И если здесь действовать тонко, стратегически выверено и напористо, то, в принципе, возможно существенное приращение населения за счет собственных, внутренних ресурсов. За счет нашего же населения.
Кстати, хочу напомнить, что у нас еще высокий миграционный прирост. Традиционно Россия занимает второе-третье место в мире по количеству мигрантов, въезжающих в нашу страну.
«СП»: А так ли это хорошо для страны
Мы, конечно, вправе пенять на качество и, так сказать, географию этих миграционных потоков. Но очевидно так же, что они являются достаточно серьезным фактором и не учитывать их совершенно не нужно. Нужно выстраивать политику привлечения, распространения русского языка.
Недавно вот Таджикистан отказался от русифицированных фамилий Я думаю, что ответом на это должно стать максимальное расширение ареала русской культуры в Таджикистане. Распространение русских школ, русских центров, университетов. Это касается и других республик. Важно, чтобы мигранты, которые приедут в следующем поколении в Россию, знали русский язык, могли адаптироваться и интегрироваться в российское общество. Чтобы были полезны в разных секторах экономики, а не только в секторе разнорабочих.
Наконец, хочу еще подчеркнуть, что в 2019 году десять африканских стран попросили Россию официально разместить российские войска на своей территории. Я это к тому, что для России важно сохранение пространства дружбы и сотрудничества не только в ближнем зарубежье, но и в целом в ойкумене это Африка, Латинская Америка, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия. То есть, восстановление тех, в некотором смысле, утраченных уже позиций, которые полвека назад Советский Союз здесь получил в результате своих напористых и активных действий по защите стран третьего мира.
И это тоже нельзя сбрасывать со счетов. Нужно очень активно работать на этом поле и в сфере образования, и в сфере культуры, и в сфере военно-технического сотрудничества. И, конечно же, в сфере политических контактов. Для того чтобы создать достаточно серьезный «клуб» друзей России.

.