
«Красная плесень» советская и российская рок-группа, основанная в 1989 году в городе Ялте Павлом Яцыной. Группа известна исполнением песен с большим содержанием ненормативной лексики, а также куплетов, частушек, сказок, музыкальных пародий, стихов и анекдотов.
История
Подлинной и связной истории создания коллектива, хронологического описания его музыкальной деятельности, а также биографии его лидера, Павла Яцыны, на официальном сайте группы нет. На сайте группы опубликована юмористическая биография. Там же опубликована хроника юмористических выпусков новостей, подборка юмористических интервью и ряд комедийных видеороликов, которые фактически не могут служить основой составления подлинной биографии коллектива. Также история создания и творческого пути коллектива публикуется интернет-администратором на официальном форуме группы «Красная плесень». Достоверно известны лишь дата и город рождения лидера Павла Яцыны (10 августа 1969 года, город Краснодар) и факт, что в коллективе в разные времена было задействовано по меньшей мере 60 человек.
Также известно и то, что в период с 1993 по 2017 год группой было записано 58 альбомов, выпущен ряд музыкальных сборников и коллекционных изданий, а также изданы три подборки анимационных клипов «Панки грязи не боятся» (пародия на слоган «Танки грязи не боятся» из телевизионной рекламы КамАЗа), «Аленький цветочек» и «ВидеоСОЮЗ популярных пародий 3003». Основываясь на имеющейся отрывочной и не всегда подлинной информации, можно составить лишь фрагментарную биографию группы, в соответствии с которой создатель, вокалист, автор музыки и текстов, музыкант и аранжировщик Павел Анатольевич Яцына, родившийся 10 августа 1969 года в Краснодаре, в семилетнем возрасте переехал жить в Ялту. Пройдя армейскую службу в Сибири, он в 1989 году создал коллектив «Красная плесень», который изначально состоял лишь из одного человека (то есть, его самого). Для массовости Павлом были вымышлены и названы в ходе записи несколько несуществующих участников группы (гитарист Валентин Перов и поэт Сергей Мачуляк).
Записав в 1993 году в одиночку при помощи синтезатора, электрогитары, микрофона, микшера, ревербератора и кассетного магнитофона четыре первых альбома, а точнее, массу материала, из которой были смонтированы эти альбомы, Павел Яцына при поддержке уже приглашённых певиц, пародистов и музыкантов и при поддержке различных крымских студий записывает ещё семь альбомов. После, в 1995 году, он знакомится с директором симферопольской студии «Вест», с которой он сотрудничает до 2001 года. В записи последующих альбомов и в создании клипов принимало участие множество различных певцов, пародистов, аранжировщиков, музыкантов, художников и аниматоров, но состав коллектива никогда не был постоянным. В данный момент группа «Красная плесень» имеет собственную студию, на которой записываются и сводятся альбомы коллектива, записываются его дочерние проекты, создаются клипы, рисуются обложки к дискам и кассетам. С 2008 года коллектив занялся активной концертной деятельностью (свой первый концерт группа дала ещё 11.08.1995, в симферопольском кинотеатре «Мир»).
Стилистика
Творчество группы «Красная плесень» охватывает широкий диапазон музыкального и разговорного жанров. В записях коллектива сочетаются песни как оригинальные, так и спародированные, рассказываются стихотворения, анекдоты, фельетоны и шутки. В большинстве текстов песен коллектива употребляется ненормативная лексика (исключение составляют альбомы «Баллады и лирика», «Маленький мальчик и другие пионерские куплеты» и серия альбомов «СОЮЗ популярных пародий», являющаяся пародией на сборники популярной музыки студии «Союз»). Пародируемые и оригинальные песни имеют различные стили, но сам коллектив основной стиль и направление своего творчества, исходя из текстов песен и употребляемых ими терминов (альбом «Трилогия русского панк-рока», термин «панк-мюзикл», песни «Ужратые панки», «Гимн панков», «Типично панковский медляк» и «Панк-баллада») характеризует как панк-рок. Часть текстов песен группы «Красная плесень» основана на устном народном творчестве, в частности частушки и садистские куплеты. Некоторые записи коллектива посвящены определённому жанру: например, альбом «Маленький мальчик и другие пионерские куплеты» посвящён садистским куплетам; альбомы «Баллады и лирика», «Баллады. 2 часть» и «Баллады (BEST)» посвящены балладам; альбом «Секс по телефону» состоит из юмористических фельетонов (это единственный альбом в дискографии группы, не являющийся песенным); серия «СОЮЗ популярных пародий» посвящена музыкальной пародии; серия панк-мюзиклов в основном состоит из материалов стихотворного и разговорного жанров с музыкальными вставками. Но в большинстве своём в альбомах группы сочетаются все вышеперечисленные жанры вместе.
Идеология
На фоне текстов и прочих публикаций, в идеологии коллектива просматривается определённое направление, которое с течением времени менялось. На заре творчества коллектива просматривается антикоммунистический оттенок. В первых альбомах в текстах отдельных песен упоминается термин «коммунист» в негативной форме («Этот ублюдок», «Жора», «Эй, подруга»), однако, спустя годы, этот момент все меньше и меньше затрагивается автором, а, начиная с середины 2000-х годов, тематика некоторых текстов даже начала приобретать некий советский окрас («Красная армия», «Письмо Рейгану от рабочих Урала», «С 23 февраля», «Боинг (Суп тёщи)»). Однако, сюжеты своих текстов коллектив считает полностью юмористическими, не имеющими отношения к реальной жизни, и крайне негативно относится к случаю, когда к его творчеству проявляет интерес несовершеннолетний человек, или когда их тексты воспринимают всерьёз.
Тематика
Коллектив не рассматривает своё творчество как идеологическую пропаганду, так как считает это направлением исключительно чёрного юмора и не рекомендует воспринимать его всерьёз, о чём говорит предупреждение на заглавной странице интернет-сайта. Тексты песен коллектива посвящены следующему ряду тем:
-оружие («Пистолет», «Суровый Дед»);
-секс («Мы ебались первый раз», «Первая любовь», «ЦПХ», «Минет», «Песня зятя», «Онанист»);
-наркомания («Галюны», «Свинцовый туман (Наркоман)», «Последний шаг (Уйти во мрак)», «Подбей косую» («Кубовая машина»), «В полнолунную ночь», «Бульбулятор»);
-алкоголизм («Новый год», «Алкаш», «Деревенский рай»);
-преступность («Тырлы-пырлы», «Тысь-анадысь», «Макаров пистолет», «Кидалово»);
-насилие («Ялтинский пляж», «Сторож Затычкин», «Фёдор Гамнюков», «Попытка 5»);
-вандализм («На дискотеку сельскую», «Клава и панки», «Ария угашенного принца»);
-половое извращение («Некрофил», «Зоофил»);
-хулиганство («Мы с пацанами едем на разборки», «За родину в торец!», «Ужратые панки»);
-ксенофобия («Коммунист», «В сортире», «Рэппер Гоня и гопник Личинка», «Казаки»);
-психические расстройства («Актриса», «Дурдом»);
-садизм («Саня-пионер», «Страшилки», «Дебильный рок-н-ролл»);
-каннибализм («Пигмеи», «Чтобы гость не уходил»);
-цинизм («Моя папа», «Конченая блядь», «Заслонов»);
-гитлеризм («Утро в гестапо», «Русиш партизанен», «Пантера-2», «Фоер», «Кокаин», «Ин зе Рихтер»);
-патриотизм («Патриотическая», «Красная Армия», «С 23 февраля!», «Письмо Рейгану от рабочих Урала»);
-комизм («Кооператив», «Амнезия», «Медкомиссия»);
-протест поп-культуре («Под попсу буду плясать», «Поpsа», «Гимн панков», «Плесень на TV», «Юный попсист»);
-антиглобализм («Китайские товары», «Прощай, Америка», «Боинг (Суп для тёщи)»);
-любовь («20 лет», «На землю капает дождь», «Белокурая девчонка», «Прощай, моя последняя любовь», «Только помни меня», «Мальчик», «Ты пойми», «Не улетай»);
-философия («Однажды», «Я бы хотел», «Мир абстрактных иллюзий», «Ржавое солнце», «Замкнутый круг», «Закат с рассветом», «Ночка», «Там, где ты», «Уничтожили ночь», «Ветер», «У кого-то есть», «Может, это сон», «Электричество»);
-мистика («Вурдалачная ночь», «Клиническая смерть», «Памяти всех безвременно ушедших», «В полнолунную ночь», «Шабаш»);
-армия («Мама», «Афганистан», «ДМБ», «Как клёво в армии»).
Но чаще всего в репертуаре группы встречаются песни, посвященные сразу нескольким темам из вышеуказанного перечня. Также сюжеты песен в совокупности создают некий виртуальный мир, в котором живут нереальные и неоднократно упоминающиеся персонажи песен, сказок и анекдотов (Фёдор Гамнюков, Вампир Кашёлкин, сантехник Лёша Кабано́в, ефрейтор Сруль, металлист Балалайкин, сказочник, инженер Тарас Петрович, Чебуратор, вымышленные участники группы Перов и Мачуляк, а также персонажи, говорящие голосами известных и узнаваемых личностей, например, Доцент (Евгений Леонов), Анатолий Папанов, Владимир Ленин, Михаил Горбачёв, Леонид Брежнев, Иосиф Сталин и пр.