Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Летающий морской монстр» Америки или Мы где-то это уже видели

«Летающий морской монстр» Америки или Мы где-то это уже видели Мы тут с нашим заокеанским другом Кайлом Мизоками (надеюсь, все знают, кто такой дружище Кайл из «Интереста») тихонько так

Мы тут с нашим заокеанским другом Кайлом Мизоками (надеюсь, все знают, кто такой дружище Кайл из «Интереста») тихонько так ковыряемся в истории и немного нервно хихикаем. Тема, конечно, ударная, но бьет по психике очень даже прилично. Такое массовое дежавю, типа «мы с вами уже встречались» и все в таком духе.
Ладно, не станем интриговать, перейдем к теме.
А тема у нас – закачаешься! Тему подбросили лихие парни из DARPA. DARPA – это вам не абы что, это вам не бригада пильщиков бюджета, это Defense Advanced Research Projects Agency — Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США. Место, где пытаются сказку сделать былью и не устроить дефолт родной стране с помощью перерасхода средств одновременно.
DARPA – это более 200 человек в шести отделах, которым на год дают три с половиной миллиарда долларов. Такие деньжищи кого угодно подвигнут на создание чего-то эпохального. Например, возрождение дирижаблей типа «Граф Цепеллин» и даже больших размеров.
Хотя иной раз проекты, рожденные в головах сотрудников DARPA, случается, «выстреливают». Робот-мул LS3, способный таскать за пехотинцами до 180 кг груза и уже созданный в металле компанией Boston Dynamics, в настоящее время проходит испытания.
Но обычно проекты DARPA тихонько убираются в архив, а разработчики огребают за неуемный полет фантазии.
Кажется, такое случилось и в этот раз. Но даже в США есть люди, которые прекрасно отдают себе отчет в том, что все «прорывы» в будущее DARPA есть ничто иное, как хорошо совершенное погружение в прошлое. Да, как в случае с дирижаблями. Хороший пример.
Итак, леди и джентльмены из DARPA решили построить самолет.
Неофициальное рабочее название было «Летающий морской монстр». Да, такая подача в сторону «Каспийского монстра», советского экраноплана «Лунь», созданного давно и в давно несуществующей стране.
А что Почему нет И нот, кстати, всего семь.
Итак, экраноплан, или самолет, который будет использовать принцип, заложенный советскими инженерами. Да, можно сколько угодно говорить о всяких финских инженерах и их разработках, спорить не стану, извольте.
Экраноплан или судно на динамической воздушной подушке — это транспортное средство для перемещения над поверхностью, поддерживаемое в атмосфере за счёт взаимодействия с воздухом, отражённым от поверхности земли или воды. Использование так называемого «граунд-эффекта».
И тут, простите, богов всего три.
Борис Юрьев (зять и ученик великого Николая Жуковского)
Ростислав Алексеев
Роберт Бартини
Три советских инженера, остальные, простите, вторичны. А потому все, что будет изобретено, в той или иной степени станет повторением того, что творили наши конструкторы.
Это касается и зарубежных последователей, и российских. Работы Синицына, Алямовского, Лукьяненко, Полякова представляют собой новые вехи в разработке экранопланной техники.
Но вернемся в США, где спецы из DARPA решили удивить весь мир самолетом-экранопланом.
По заявлениям разработчиков, самолет, который получил уже официальное название «Liberty Lifter», сможет скользить над поверхностью океана на огромные расстояния. Основная задача — доставлять тяжелые транспортные грузы на отдаленные острова и военно-морские базы.
Итак, «Подъемник свободы» будет иметь возможность перевозить большие и тяжелые грузы, причем, взлетая и садясь на поверхность воды. В DARPA уверены, что смогут обеспечить аппарату контролируемый полет как на небольших высотах над волнами, так и на средних, как летает обычный самолет.
Агентство отмечает, что традиционные морские перевозки с использованием грузовых судов очень эффективны, но медленны и зависят от использования портов. Переброска по воздуху осуществляется быстро, но зависит от аэродромов, которые в военное время (как показывает практика) подвергаются атакам в первую очередь.
«Liberty Lifter» будет использовать граунд-эффект (WIG), на выходе получая самолет-судно, которое может перевозить грузы сопоставимые с корабельными грузами, летать намного быстрее, чем корабль, и при этом иметь возможность взлетать и садиться с воды. WIG относится к явлению, при котором подъемная сила увеличивается по мере приближения летательного аппарата к твердой поверхности (земля, вода, лед), в то время как лобовое сопротивление уменьшается. Огромный по размерам аппарат, летая в зоне WIG, будет расходовать топливо примерно как обычный самолет.
Понятно, что американцы разрабатывают свой «Подъемник», весьма пристально глядя на «Каспийского монстра». Вообще аббревиатура КМ расшифровывалась, как «корабль-макет», но КМ как «Каспийский монстр» — это так романтично…
И в итоге DARPA пошли по пути советских инженеров: корпус летательного аппарата в форме лодки, чтобы можно было взлетать с воды и садиться на воду. Вообще в экранопланах есть что-то от обычных самолетов, вот только летать так высоко они не могут.
Зато – грузоподъемность. Тот же КМ однажды поднялся в воздух со взлётной массой 544 тонны. Это было рекордом для любого существующего летательного аппарата. Лишь появившийся позднее самолёт Ан-225 «Мрия» смог перекрыть этот рекорд. Правда, и «Мрия» уже все, но тем не менее, экранопланы способны поднимать существенно больший вес, нежели самолеты.
Хорошо, КМ фактически концепт. Но и «Лунь» был вполне в состоянии нести на себе личный состав и боевую технику общим весом до 100 тонн. И это при том, что на борту было и вооружение из 6 противокорабельных ракет П-270 «Москит» и двух четырехствольных пушечных установок УКУ-9К-502-II калибром 23-мм.
И все это «Лунь» мог отнести за 2 000 километров со скоростью 500 км/ч.
Конечно, у экранопланов имеются проблемы, изначально заложенные в конструкции. Полет экраноплана над поверхностью моря может происходить только в относительно спокойную погоду. При сильном волнении отдельная волна может просто выбить воздушную подушку из-под крыла аппарата.
Вторая проблема заключается в том, что все свои летные качества экраноплан проявляет при скольжении над твердой поверхностью на относительно (по самолетным меркам) небольшой высоте. Потому маневрировать экранопланам очень непросто, ведь поворот – это крен, а крен вызывает потерю сил, действующих на крыло, которое надо приподнять. Потому любые маневры экраноплан должен делать весьма медленно и осторожно.
Вообще полет экраноплана – это очень непростое дело. Если смотреть без всяких полуфантастических концептов, то только Советский Союз смог овладеть постройкой и эксплуатацией экранопланов. В России тоже идут работы над новыми проектами, причем, идут хоть и не быстро, но успешно.
США бросились догонять. В 2002 году компания «Boeing» объявила, что разрабатывает новый концептуальный самолет-экраноплан «Pelican», который сможет перевозить 1 400 тонн груза на расстояние до 16 000 км над водой.
Заявлялось, что «Пеликан» будет иметь длину 152 м и размах крыла 106 м. Движение осуществляется на высоте 6 м над поверхностью океана с возможностью подлётов до высоты 6000 м. «Пеликан» должен был брать на борт около 17 танков M1 «Abrams». Последнее упоминание о «Пеликане» датируется 2003 годом и никаких сведений о продолжении работ над проектом более не публиковалось.
Что не смог реализовать «Боинг», решили, что смогут в DARPA.
Специалисты центра считают, что на их стороне сыграют более прочные современные материалы и некоторые «инновационные конструктивные решения». То есть, «Подъемник свободы» не будет так бояться волнения, как аппараты прошлого, например.
Вообще «Либерти Лифтер» — это мечта коммандос. В DARPA открыто говорят, что лучшей ареной применения аппаратов могло бы стать Южно-Китайское море с его тучей островов, милитаризированных Китаем.
Конечно, несколько таких экранопланов смогут в кратчайшие сроки осуществить переброску техники и бойцов куда угодно. И да, правила военной логистики могут быть изменены весьма и весьма кардинально.
Но о том, насколько эффективно можно оперировать такими средствами доставки, как транспортный экраноплан в современных условиях, мы с удовольствием поговорим тогда, когда машина совершит свой первый полет. До этого знаменательного момента делать выводы и строить догадки было бы преждевременно и бессмысленно. «Боинг» — это Корпорация с большой буквы, но даже специалистам этой компании оказалось не под силу повторить работу советских инженеров.
Тем более, стоит напомнить, что дай бог, если один из 50 проектов, над которыми работали в DARPA стал реальностью.
Так что сможем ли мы увидеть американские экранопланы, высаживающие десант на Парасельских островах или островах Спратли, это вопрос длительного времени и большого количества долларов.
Между тем, в России имеются реальные машины этого класса. С-90, «Иволга», «Чайка», «Акваглайд» — они существуют не на бумаге. Так что американцам есть куда идти и к чему стремиться. Главное, это перейти от красивой анимации к не менее красивому изделию в металле. А это далеко не всем по плечу.

.