Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Ложь» («Аллегория лжи»), Сальваторе Роза

«Ложь» («Аллегория лжи»), Сальваторе Роза 1640-е . Холст, масло. Точное время написания Лжи» установить не представляется возможным. Очевидно, что она относится к флорентийскому периоду, о чем

1640-е . Холст, масло.
Точное время написания Лжи» установить не представляется возможным. Очевидно, что она относится к флорентийскому периоду, о чем говорит манера ее исполнения. Гладкая» живопись, сдержанный и четкий рисунок, светлый колорит — все это указывает на подверженность Розы классицистическим влияниям, чрезвычайно сильным во Флоренции в ту пору.
Косвенным указанием на время создания картины является возраст главного персонажа. Его художник писал с самого себя. В Аллегории лжи» Роза выглядит на несколько лет старше, чем на знаменитом Автопортрете», датированном 1641 годом, что позволяет отнести картину к середине 1640-х годов.
К 17 веку в европейском искусстве сложилась достаточно устойчивая иконографическая система для представления аллегорического образа лжи, который восходит ещё к описанию из «Божественной комедии» Данте. В Восьмом кругу Ада обитает монстр, воплощающий Ложь, у которого человеческое лицо, но тело рептилии:
«…Он ясен был лицом и величав
Спокойством черт приветливых и чистых,
Но остальной змеиным был состав.
Две лапы, волосатых и когтистых;
Спина его, и брюхо, и бока —
В узоре пятен и узлов цветистых…»
В более популярном варианте Ложь предстает в виде красавицы, тело которой покрыто чешуей, скрываемой одеждой, а на ногах — львиные когти, или же в виде старухи, чей подлинный лик проглядывает из-под маски молодой прекрасной женщины. Непременным атрибутом аллегорических композиций с изображением Лжи является маска или маски.
Исследователи предполагают, что картина «Ложь» или «Аллегория лжи» имеет в некотором смысле литературную основу. Сальваторе Роза иногда пописывал стихи в популярном среди живописцев 16-17 века жанре сатиры, с горькой иронией бичуя нравы общества и/или описывая свое текущее душевное состояние.

.