Ёптель

это не вероятно, но факт!

Лучшие русские иконописцы 16-18 вв.

Лучшие русские иконописцы 16-18 вв. Русская иконопись — отдельное, исконное направление искусства, где духовное начало органично переплетается с высокой художественной ценностью. Многие творения

Русская иконопись — отдельное, исконное направление искусства, где духовное начало органично переплетается с высокой художественной ценностью. Многие творения — шедевры, где самый легкий мазок пронизан внутренним светом и глубочайшим смыслом. Благодарить за это следует «когорту» талантливейших русских иконописцев, каждый из которых, начиная с Андрея Рублева и заканчивая Симоном Ушаковым, внес лепту в развитие этого направления. Немало авторов-иконописцев осталось анонимными, однако их наследие бережно хранится и передается из поколения в поколение.
Если брать период 16-18 вв., то его можно назвать весьма плодотворным. Это расцвет иконописи, давший миру немало знаменитых иконописцев, чьими творениями мы любуемся и сегодня. Именно в это время стираются границы между работой иконописцев и живописцев — первые начали воспринимать и использовать в иконах приемы и технику, заимствованную у художников-иноземцев. Иконы во многих случаях приближены к жизни, привычные некогда каноны уже перестают быть такими обязательными. Изменения эти постепенны, духовенство еще сильно противится новым веяниям, однако они упорно наступают.
Главенствующую роль в этом сыграла фигура Симона Ушакова. После Андрея Рублева это один из самых известных иконописцев в истории древнерусского искусства. Настоящее имя Ушакова — Пимент, что подтверждают собственноручные подписи под некоторыми творениями (к примеру, на иконе Спаса Нерукотворного в Троицком соборе). Кстати, подпись художника можно назвать неким нововведением в иконописи — до этого считали, что рукой мастера водит Господь, так что личность иконописца вторична. О его таланте и признании говорит как минимум тот факт, что Симон уже в 22 года стал государевым иконописцем (чего удостаивались лишь исключительные мастера). Одно из ранних произведений — образ Владимирской Божьей Матери (в церкви Архангела Михаила в Москве). Икона «Благовещение», которая украшает церковь Грузинской Божией Матери (вместе с окружающими ее иконками-клеймами) считается шедевром иконописи фактически наравне с Рублевской Троицей.
Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием
Дионисий творил на стыке столетий (15-го и 16-го), став продолжателем традиций классической иконописи. Самое раннее творение — роспись церкви Рождества Богоматери (рядом с Калугой). Когда старый собор разбирали сто лет спустя, блоки с росписью пошли на фундамент нового, где их и обнаружили уже в 19 веке. Фрески бережно хранятся в Музее древнерусской культуры в Москве. Одними из сохранившихся фресок Дионисия стали написанные перед смертью изображения для Ферапонтова монастыря на Белоозере — их не переделывали и не реставрировали, так что они дошли до наших дней почти в неизменном виде. Наиболее известное произведение — это, вероятно, Икона Апокалипсиса из Успенского Собора Кремля.
Гурий Никитин (1620-1691 гг.)
Гурий учился у Симона Ушакова, что наложило отпечаток на творчество как иконописца и стенописца. Для работ характерна выразительность и декоративность, фрески часто многолюдны, отражают повседневные заботы и труд (как, например, «Воскрешение сына сонамитянки», расположенная в ярославской Церкви Ильи Пророка).
Федор Зубов (17 в.)
Всю жизнь Федор посвятил иконописи, став при царском дворе жалованным живописцем. Он работал продуктивно, объединив в работах новые художественные веяния со свойственной традиционной иконописи духовной значительностью. Спас Нерукотворный, Пророк Илия, Иоанн Предтеча и т. д. — Зубов за не такую долгую жизнь написал огромное количество икон и образов.

Лучшие русские иконописцы 16-18 вв. Русская иконопись — отдельное, исконное направление искусства, где духовное начало органично переплетается с высокой художественной ценностью. Многие творения

Лучшие русские иконописцы 16-18 вв. Русская иконопись — отдельное, исконное направление искусства, где духовное начало органично переплетается с высокой художественной ценностью. Многие творения

Лучшие русские иконописцы 16-18 вв. Русская иконопись — отдельное, исконное направление искусства, где духовное начало органично переплетается с высокой художественной ценностью. Многие творения

Лучшие русские иконописцы 16-18 вв. Русская иконопись — отдельное, исконное направление искусства, где духовное начало органично переплетается с высокой художественной ценностью. Многие творения

Лучшие русские иконописцы 16-18 вв. Русская иконопись — отдельное, исконное направление искусства, где духовное начало органично переплетается с высокой художественной ценностью. Многие творения

Лучшие русские иконописцы 16-18 вв. Русская иконопись — отдельное, исконное направление искусства, где духовное начало органично переплетается с высокой художественной ценностью. Многие творения

Лучшие русские иконописцы 16-18 вв. Русская иконопись — отдельное, исконное направление искусства, где духовное начало органично переплетается с высокой художественной ценностью. Многие творения

Источник