Ёптель

это не вероятно, но факт!

Мария Михайловна Синякова-Уречина (13 ноября 1890 — 1984) — российская художница.

 

Мария Михайловна Синякова-Уречина (13 ноября 1890 - 1984) - российская художница. Синякова-Уречина (в девичестве Синякова) Мария Михайловна родилась в 1890 (или 1898) г. в с. Красная Поляна

Синякова-Уречина (в девичестве Синякова) Мария Михайловна родилась в 1890 (или 1898) г. в с. Красная Поляна Змиевского уезда Харьковской губернии в семье ювелира церковных предметов Синякова . В семье было ещё две сестры: Вера и Надя.
Крещена в 1890 году в Харьковской Преображенской церкви.
Живописи Мария Синякова обучалась в харьковских студиях Агафонова и Грота, в Москве — в училище ваяния и зодчества (училась в одно время с Маяковским, Бурлюком, Ермиловым, Хлебниковым).

В 1909–1910 годах М. М. Синякова входила в харьковскую группу-студию «Будяк» (чертополох, сорняк), объединявшую художников «левой» ориентации. В 1909–1911 годах она состояла также в группе харьковских художников «Голубая лилия», возникшей при студии выпускника Академии Художеств Е. А. Агафонова. В 1909 году группа провела одноименную выставку. Тогда же при ней был организован театр-кабаре «Голубой глаз», где ставились пьесы А. Блока, П. Потемкина, С. Городецкого и др., читались лекции по искусству.
В конце 20-х годов Мария Синякова переехала в Москву. Харьковский период творчества Марии Синяковой, по ее словам, был «наилучший в жизни».
О своей встрече с Марией Синяковой в 1915 г. Л.Ю. Брик писала: «Мария поразила меня красотой, она загорела, светлые глаза казались белыми на темной коже, и на голове сидела яркая, кое-как сшитая шляпа».
Николай Асеев в 1930 году писал о ней: «Мария — женщина необычайно величественной и спокойной красоты, большого скептического ума и редкой талантливости…»
Из воспоминаний Марии Синяковой:
«Никто не учил меня рисовать. Это пришло само. Я родилась, и моя молодость прошла среди роскошной природы, нетронутой уродливостью города. Ароматные зеленые луга, поля, лес, река в тумане, голубизна неба — вот моя школа живописи. Сколько себя помню, рисовала и живописала. С натуры. Рисовала молодых парней и мужественных мужчин, девушек с ликами мадонны, женщин. Обнаженных. В купели, в солнечных лучах, в тени развесистых деревьев. Среди отар. Кто только не позировал мне! Наш дом постоянно навещали писатели и поэты. Хлебников, Пастернак, Асеев, Каменский. Все они были молодые, привлекательные. Хлебников сначала противился позировать обнаженным, говорил, что он не Феб, но и он уступил. Сестры также были моими моделями.
В селе прицепилось к нам прозвище «синяки-голяки». Почему Потому что одевались коротко, иначе, чем другие. Носили всегда цветастые блузки с глубокими декольте. Летом мы загорали на солнце — такого еще не знали в глухой провинции. Хлебников ввел это прозвище в одно из своих стихотворений, но заменил на «синголы» — комментатор потом написал учено, что речь идет о неизвестном монгольском племени. Смешно. Ведь это о нас:
Вперед! Вперед! Ватага!
Вперед! Вперед! Синголы!
Было нас пять сестер, вели хозяйство в небольшом имении. Дом, сад, домашняя птица, много цветов. Были все очень молоды. То село под Харьковом, Красную Поляну, вспоминаю как прекраснейшее время в моей жизни. Большую часть моих картин там рисовала».

Счастье ее харьковской юности было непродолжительным. Так же, как и художественное признание со стороны харьковской молодежи, и даже восторг перед ней, красавицей с медного цвета волосами и голубыми глазами. Долгие десятилетия в Москве, куда перебралась она из Украины, охваченной бурями гражданской войны, пригасили ее творческую активность. Постепенно Синякову забывали. К тому же, ей довелось испытать на себе репрессии (Марию Синякову в 1952 году исключили из Союза художников за «пресмыкательство перед западным искусством»).
Мало кто знал тогда, что непретенциозная и молчаливая постоялица московской мансарды и лучезарная героиня стихов гениального Хлебникова — одно и то же лицо. «Синие оковы» — название происходит от фамилии Синякова, «Три сестры» — это красавицы Синяковы, да и эти строки поэта о Марии:

Сегодня строгой боярыней Бориса Годунова
Проплыли вы, как лебедь в озере.
Я не ожидал от вас иного
И я забыл прочесть письмо зари.
Красная Поляна была для бездомного Велемира Хлебникова как земля обетованная, как рай, а Мария казалась ему волшебной мавкой:
И в сказку вечернего неба
Летели девичьи глаза.
И волосы темного хлеба
Волнуются, льются назад.

После зарубежных странствований ее еще больше поразило крестьянское искусство — роспись свадебных сундуков, писанки, иконы, а также вышитые полотенца (рушники), вибивки. Сельские мастерицы — «гогены с потресканными ступнями» — часто не уступали лучшим колористам-профессионалам. «Случается, — писал Марсель Пруст, — что утонченность, которой напрасно жаждет достичь самый вдумчивый художник, мы с волнением замечаем в народной песне, боковой стене крестьянского дома, где над дверью, точь-в-точь на нужном месте, распускается белая или желтая роза».
Мария Михайловна испытала потребность передать свои впечатления от сельского мира и народного искусства. В краснополянских акварелях она разместила сценки сельского быта среди цветов и орнаментов народного древа жизни. В тех ясных, будто радуга, картинках, среди чистых, будто дождем промытых красок — нарядные девушки, горделивые всадницы, манерные горожане в цилиндрах, резвые кони, коровы на пастбище. А вокруг синеют озера, сияет желтое солнце. И все это нарисовано порывисто, доверчиво, как рисуют дети или взрослые с детской душой. Здесь объединяется вселенское и бытовое, мифическое и повседневное. Из восточных палаток выглядывают славянские лица, вокруг «Русской Венеры» роятся выразительные типажи из рекламных вывесок провинциальных парикмахерских и лавочек, рисованных народными мастерами — наивно, но от чистого сердца. Это мир патриархальный, первичный, неомраченный.

В1969 году эти картинки выставили в своем Доме киевские писатели. Cинякову открыли заново! Вспомнили, что в 1910-х ее звезда сияла среди великих футуристов, таких, как Малевич и Бурлюк, Гончарова и Ларионов, Шагал и Ермилов, вместе с которыми она экспонировала свои произведения в художественных объединениях «Союз молодежи» и «Семь плюс три»; что великий Хлебников, под влиянием Красной Поляны, вспоминал своих предков-запорожцев, начинал писать на гоголевском российско-украинском языке и уверял друзей, что всеобщее счастье придет к человечеству тогда, когда
На волнах мирового танца
Взовьется ветер гопака.
Говорят, что писатель Франц Кафка не заметил первую мировую войну. Синякова заметила. Об этом свидетельствуют ее акварели «Изгнание из рая» и «Бомба». Ангел с огненным мечом взлетает в лучезарный Эдем в момент высочайшего наслаждения влюбленных. Бомба — как разрушительная комета. Снесенные головы грустно закрыли глаза.

Отсюда:http://artukraine.com.ua/a/vpered-vpered-singoly-k-12..

https://vk.com/album-61546782_235238315

 

Мария Михайловна Синякова-Уречина (13 ноября 1890 - 1984) - российская художница. Синякова-Уречина (в девичестве Синякова) Мария Михайловна родилась в 1890 (или 1898) г. в с. Красная Поляна

Мария Михайловна Синякова-Уречина (13 ноября 1890 - 1984) - российская художница. Синякова-Уречина (в девичестве Синякова) Мария Михайловна родилась в 1890 (или 1898) г. в с. Красная Поляна

Мария Михайловна Синякова-Уречина (13 ноября 1890 - 1984) - российская художница. Синякова-Уречина (в девичестве Синякова) Мария Михайловна родилась в 1890 (или 1898) г. в с. Красная Поляна

Мария Михайловна Синякова-Уречина (13 ноября 1890 - 1984) - российская художница. Синякова-Уречина (в девичестве Синякова) Мария Михайловна родилась в 1890 (или 1898) г. в с. Красная Поляна

Мария Михайловна Синякова-Уречина (13 ноября 1890 - 1984) - российская художница. Синякова-Уречина (в девичестве Синякова) Мария Михайловна родилась в 1890 (или 1898) г. в с. Красная Поляна

Мария Михайловна Синякова-Уречина (13 ноября 1890 - 1984) - российская художница. Синякова-Уречина (в девичестве Синякова) Мария Михайловна родилась в 1890 (или 1898) г. в с. Красная Поляна

Мария Михайловна Синякова-Уречина (13 ноября 1890 - 1984) - российская художница. Синякова-Уречина (в девичестве Синякова) Мария Михайловна родилась в 1890 (или 1898) г. в с. Красная Поляна

Мария Михайловна Синякова-Уречина (13 ноября 1890 - 1984) - российская художница. Синякова-Уречина (в девичестве Синякова) Мария Михайловна родилась в 1890 (или 1898) г. в с. Красная Поляна

Источник