
Вождь народов любил автомобили, зная его пристрастие американское Правительство в 1935 г. преподнесло ему в подарок белый Pacard, который, по настоянию Иосифа Виссарионовича был перекрашен в черный цвет. Именно эта модель послужила идеей для создания первого отечественного представительского броне-седана ЗИС 115, называемого современниками главной машиной Сталина.
ЗИС 115
Первая пробная модель бронированного автомобиля получила официальное название ЗИС-110С и была выпущена заводом имени Сталина (завод имени Лихачёва, ЗИЛ) в конце 1946 г. Позже переименован в ЗИС-115.
От своего предшественника, обычного ЗИС-110 практически не отличался. Но при более пристальном рассмотрении можно было выявить несколько новшеств:
-Пара спецсигналов, установленных с каждого бока авто
-Больший размер колёс, лишённый классической для того времени белой окантовки
-Увеличенный вырез заднего крыла, необходимый для установки колёс большего радиуса.
-Мутные пуленепробиваемые стёкла, каждый из которых весил около 100 кг
Принцип конструкции первой бронированной машины отечественного производства заключался в том, что цельнометаллическую капсулу, предварительно обстрелянную на полигоне, «обшивали» кузовными деталями.
По разным источникам таким моделей было собрано всего 32 экземпляра, но по неизвестным причинам большая часть не сохранилась, а уцелевшие 8 автомобилей хранятся в музеях и частных коллекциях.
Технические характеристики
Силовой агрегат, применяющийся на ЗИС-110, был модернизирован, мощность увеличена до 162 л/с. Шестиметровая представительская громадина, весившая более 7 т. была способна развить скорость до 120 км/ч. Однако, расход топлива при этом был равен потреблению грузовика 27,5 л. на 100 км.
Разные модификации укомплектовывались в зависимости от климатических условий применения лимузина. Например, машина, предназначавшаяся для перемещения Сталина по горным серпантинам, имела увеличенное водяное охлаждение двигателя, специальный шкив коленвала, дополнительные вентиляторы, снижающие вероятность перегрева.
Отсутствие стеклянной перегородки между задним диваном и передней частью, где размещался водитель связано с легендой о том, что на вопрос об установке, И. В. Сталин ответил следующими словами: — «У меня нет секретов от народа и перегородку можно не ставить».
После смерти Вождя к власти пришёл Н. С. Хрущёв, предпочитавший «кататься» в кабриолетах с откинутой крышей. Разоблачение Культа Личности и всесоюзная Оттепель стали причиной того, что «броневики» премиум класса стали не нужны. Несколько моделей были подарены лидерам братских коммунистических народов, остальные со временем «разбрелись» по стране и канули в небытие.