Ёптель

это не вероятно, но факт!

Михаил Врубель( 17 марта 1856-1910) Шестикрылый серафим. 1904. Холст, масло. 131 х 155. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Михаил Врубель( 17 марта 1856-1910) Шестикрылый серафим. 1904. Холст, масло. 131 х 155. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Духовной жаждою томим,В пустыне мрачной я влачился,И

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Атрибуты, с которыми изображен ангел, указывают на литературный источник, к которому восходит сюжет картины — известное стихотворение Александра Пушкина Пророк.
В Ветхом завете, в книге пророка Исаии, рассказывается о видении им престола Господа, окруженного Серафимами, занимающими самое высокое место в иерархии ангельских чинов. Один из них взял с жертвенника уголь и, подлетев к Исаии, коснулся его уст со словами: «И беззаконие твое отделено от тебя, и грех твой очищен…». Так Исая был очищен от грехов и подготовлен к пророческому служению.
Картина «Шестикрылый серафим», обычно недооцененная по экспрессии и живописи превосходит «Демона поверженного». Во многом это скорее сдержанный и многозначный финал всего пути художника в поисках и Демонов и Пророков.
В этом произведении удивительным образом соединились эффект яркого, сияющего витража и выполненная плотными, угловатыми, мозаичными мазками живопись. Серафим наделен гипнотизирующим взглядом самой судьбы, а меч и светильник в его руках поистине символической значительностью: сталь источает ледяной холод, споря с розовеющим, вещим, завораживающим и грозным светом лампады.
Созданное в 1904 году в стенах университетской клиники В.П. Сербского, это произведение принадлежит к высшим проявлениям творческого духа Врубеля. «Огнеподобный» посланник Бога, ангел с пламенным взором, покровитель художника-пророка и его требовательный судия, словно напоминает о высшей миссии избранника, призывает к служению «глаголом жечь сердца людей», будить их души «от мелочей будничного величавыми образами».
В возвышенном строе картины, в свойственной ей «истовости» чувства ощутим отблеск переживаний Врубеля времени работы над холстом «Демон поверженный». Изумительный по красоте колорит воспринимается как воспоминание о блеске византийских мозаик Венеции и Равенны, которыми художник любовался в дни своей юности. Работа написана поверх композиции 1901 года «Пасхальные голоса».
Монументальность полотна Врубеля, его композиция, сам характер живописи, напоминающий мозаику, говорят о связи с традициями византийско-древнерусского искусства, с которым художник познакомился, реставрируя древние фрески в Киеве. Это искусство оказалось созвучным живописцу, мечтавшему будить от мелочей будничного величавыми образами.
В последние годы жизни тема пророчества неоднократно возникала в творчестве Врубеля. Сам мастер считал, что талант художника и его призвание должны быть подобны дару и миссии пророка.
Шестикрылый Серафим стал последним большим полотном Врубеля, написанным им в промежутке между приступами болезни.

 

Источник