Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Мученичество святого Стефана», Корнелис ван Пуленбург

«Мученичество святого Стефана», Корнелис ван Пуленбург 1630-е. Холст, масло. Музей изобразительных искусств, Хьюстон В своей картине, посвящённой мученической кончине архидьякона Стефана,

1630-е. Холст, масло. Музей изобразительных искусств, Хьюстон
В своей картине, посвящённой мученической кончине архидьякона Стефана, художник с помощью умело подобранного пейзажа сумел раскрыть нравственный и духовный смысл библейского сюжета: «И,выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян.7:58-60).
Главное действо происходит в тени руин монументального здания. Эта тень может символизировать помрачение души и рассудка тех, кто поднял руку на праведника. Побиваемый архидьякон Стефан облачен в богослужебные одежды, над головой его уже сияет мученический нимб. Четверо мужчин, чья физическая сила подчеркнута детальным изображением мускул, мечут в него камни. Динамика их жестов, развевающиеся одежды подчёркивают яростную экспрессию, с которой они совершают казнь. Поодаль трое законников взирают на смерть праведника с важностью и равнодушием.
В нижнем левом углу художник изобразил юношу, восседающего на сложенной одежде. Это Савл, будущий апостол Павел, а пока ученик Гамалиила. Согласно Книге Деяний Апостолов, одобряющий казнь вероотступника. Стоящему рядом мужчине он, очевидно, объясняет происходящее на его глазах событие.
Свинцовый цвет разорванных облаков, пасмурные дали передают настроение скорби, несмотря на всю величественность пейзажа с цепью серебристых гор и многочисленными холмами, покрытыми изумрудной зеленью. На фоне туч художник нарисовал стаи белых птиц. При этом мастер не оставляет зрителя без утешения и надежды — в разрывах облаков видно все то же безмятежное синее небо, а в высоте, недосягаемой человеку, летят белые птицы — символ душ праведников, восходящих к престолу Отца Небесного.
История создания.
Картина написана художником в 1630-е гг. и, несомненно, относится к поздним шедеврам живописца. Заказчик полотна неизвестен. Корнелис ван Пуленбург виртуозно соединил в своём произведении пейзаж, архитектурные элементы и библейский сюжет, наполнив их удивительно гармоничным звучанием.

.