Насилие в жизни и творчестве Артемизии Джентилески

 

Насилие в жизни и творчестве Артемизии Джентилески Итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески, ставшая иконой современных феминисток, была первой женщиной, которую приняли в Академию

Итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески, ставшая иконой современных феминисток, была первой женщиной, которую приняли в Академию рисунка во Флоренции и первой итальянкой, лично получавшей свои гонорары, а не через отца или мужа.
Артемизия родилась в семье известного в Риме 30-летнего художника Орацио Джентилески. Нужно понимать, что Орацио не мог обучить Артемизию всему даже тому, что знал сам. Возможности женщин в те времена были ограничены: у них почти не было доступа к студийной практике, а Церковь категорически запрещала им изображать нагое мужское тело за это вполне можно было угодить в тюрьму. Орацио и в голову не приходило готовить Артемизию для самостоятельной карьеры художницы он просто растил себе помощницу для работы над крупными заказами.
Самое большее, чему он смог научить Артемизию, это караваджиевской светотени (Орацио был знаком с Караваджо). Однако юная Артемизия, этот сгусток ума и энергии, понимала, что ей нужно большее. И нужен тот, кто мог бы её всему этому научить.
Вскоре такой человек нашёлся. Флорентийский художник Агостино Тасси, имевший «выходы» на Шипионе Боргезе и даже Папу Павла V, приехал в Рим для работы.
Дальнейшее широко известно, хотя и неверно истолковано. Красивая и талантливая Артемизия стала ученицей Тасси, который её изнасиловал. Был суд. Разбирательство длилось 7 месяцев. Артемизию подвергали унижениям вроде гинекологического освидетельствования и даже физическим пыткам: тогдашнее правосудие принимало за неоспоримую истину показания, данные под пытками. Многие феминистки, отстаивающие равноправие женщин, уверены: это Артемизия выиграла суд, наказав насильника (Агостино получил год тюрьмы, с Артемизией они больше никогда не увидятся).
Но на самом деле эта история далека от однозначности. Да, Артемизия Джентилески подверглась поруганию. Но потом целый год она делила ложе со своим насильником и признавалась на суде, что испытывала к нему симпатию. И, разумеется, Артемизия не могла быть инициатором суда: во-первых, у неё не было таких прав, во-вторых, в её интересах было скрыть свой позор и, веря обещаниям Тасси, она продолжала надеяться, что он женится на ней.
В суд подал её отец, Орацио Джентилески. В те времена изнасилование девственницы рассматривалось как поругание чести семьи. Весь Рим судачил о связи Артемизии и Агостино. Это был позор всего рода Джентилески с таким «пиаром» Орацио просто не смог бы делать дальше успешную карьеру. Но, по итальянским законам XVII века, всё можно было исправить, принудив насильника жениться на своей жертве. В ходе долгих и грязных разбирательств выяснилось, что Тасси, во-первых, уже женат, а во-вторых, неоднократно обвинялся в изнасилованиях, так что стать мужем Артемизии Джентилески он не смог бы, даже если бы рвался.
Для Артемизии это было двойное предательство: во-первых, отец поставил свою карьеру выше её счастья. Во-вторых, Тасси не только принудил её к сожительству, но и подло одурачил. В 1612 году, в перерывах между судебными заседаниями, она напишет свою знаковую вещь картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Это будет подражание одноименной картине Караваджо, но написанное с гораздо большей экспрессией и едва ли не с большим мастерством. Юдифь, хладнокровно отрезающую голову, точно ломоть от буханки хлеба, Джентилески рисовала с себя. Олоферна со своего любовника Агостино Тасси.
Артемизия много раз будет повторять этот сюжет (1, 2), изживая болезненные переживания. Насилие над женщиной станет темой и других её картин («Сусанна и старцы»). А неизбежным продолжением этой темы сделается насилие ответное кровавая и страшная женская месть («Иаиль и Сисара»).
Всего через месяц после завершения суда Артемизия вышла замуж за человека по имени Пьерантони Стиаттези одни называют его художником, другие помощником адвоката в суде. Факт в том, что вместе с мужем Артемизия, порвав с семьёй, сразу же уехала во Флоренцию, чтобы начать жизнь с чистого листа.

Насилие в жизни и творчестве Артемизии Джентилески Итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески, ставшая иконой современных феминисток, была первой женщиной, которую приняли в Академию

Насилие в жизни и творчестве Артемизии Джентилески Итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески, ставшая иконой современных феминисток, была первой женщиной, которую приняли в Академию

Насилие в жизни и творчестве Артемизии Джентилески Итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески, ставшая иконой современных феминисток, была первой женщиной, которую приняли в Академию

Насилие в жизни и творчестве Артемизии Джентилески Итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески, ставшая иконой современных феминисток, была первой женщиной, которую приняли в Академию

 

Насилие в жизни и творчестве Артемизии Джентилески Итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески, ставшая иконой современных феминисток, была первой женщиной, которую приняли в Академию

Насилие в жизни и творчестве Артемизии Джентилески Итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески, ставшая иконой современных феминисток, была первой женщиной, которую приняли в Академию

Насилие в жизни и творчестве Артемизии Джентилески Итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески, ставшая иконой современных феминисток, была первой женщиной, которую приняли в Академию

Насилие в жизни и творчестве Артемизии Джентилески Итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески, ставшая иконой современных феминисток, была первой женщиной, которую приняли в Академию

Насилие в жизни и творчестве Артемизии Джентилески Итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески, ставшая иконой современных феминисток, была первой женщиной, которую приняли в Академию

Насилие в жизни и творчестве Артемизии Джентилески Итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески, ставшая иконой современных феминисток, была первой женщиной, которую приняли в Академию

Источник


Добавить комментарий