Наставления в искусстве живописи из павильона Цинцзай:

 

Наставления в искусстве живописи из павильона Цинцзай: Слово о живописи из сада Горчичное Зерно ( китайский трактат о теории искусства, 1689 г.) 1. Некоторые называют живопись легкой, другие

Слово о живописи из сада Горчичное Зерно ( китайский трактат о теории искусства, 1689 г.)

1. Некоторые называют живопись легкой, другие говорят о трудностях. Нет только трудностей, но и легкости тоже нет.
Одни ценят законы https://vk.com/живописи, другие ценят свободу от них.
Свободы от законов не может быть, но тем более нельзя ограничиваться лишь соблюдением законов. Итак, сначала со всей строгостью постигни правила и нормы
И лишь потом вознесешься душой шэнь к различным превращениям. Постижение сути законов ведет к освобождению от них.

2. Шесть законов
Во времена Южной Ци мастер Се Хе говорил:
«Одухотворенный ритм живого движения,
структурный метод пользования кистью,
соответствие формы реальным вещам,
следование красок роду предмета,
пропорциональное расположение вещей,
подражание и копирование https://vk.com/старинной живописи».
«Структурный метод пользования кистью» и вообще последние пять законов можно постичь. «Одухотворенный ритм живого движения» присущ https://vk.com/художнику от рождения.

3. Шесть свойств, шесть достоинств Сунский художник Лю Дао-чунь говорил:
«Одухотворенная и гармоничная сила первое свойство.
Очертания и формы должны быть отстоявшимися, традиционными второе.
Изменчивость и неповторимость, созвучные сути https://vk.com/вещей, третье.
Мерцание размывов цвета четвертое.
Движения https://vk.com/кистью непроизвольные, естественные пятое.
В подражании и обучении отбрасывай слабости https://vk.com/учителей шестое.
В грубости и жесткости прояви мастерство кисти первое качество.
В неловкости, неумелости выяви талант второе.
В тонком и изящном обнаружь силу третье.
В необузданном, странном обнажи рациональное начало четвертое.
И без туши выяви оттенки пятое.
А в плоскости свитка передай глубину шестое».

4. Три порока
Сунский мастер Го Жо-сюй говорил:
«Все три порока связаны с пользованием кистью.
Первый называется бань https://vk.com/словно доска.
Бань это слабость запястья, вялость кисти.
https://vk.com/Художник ничего не отнимает и не прибавляет https://vk.com/к объекту.
Слабый и плоский облик предметов нельзя создать полное, цельное.
Второй называется кэ резиной.
Кэ это неуверенность в движениях кистью, разум с рукой не в ладу. https://vk.com/Если в этот момент приступить к рисунку, он https://vk.com/будет неуклюжим, возникает угловатость https://vk.com/линии.
Третий называется цзе узловатый. Цзе возникает, когда хочешь двигать кистью, а она не движется, рассеиваешь https://vk.com/тушь, а она не рассеивается, будто что-то мешает,
И нет возможности ей литься свободно и спокойно».

5. Двенадцать запретов
Юаньский мастер Жао Цзы-жань говорил:
«Первый запрет нагромождение частей.
Второй не отличишь близкое от далекого.
Третий горы лишены духа, в них нет артерий.
Четвертый у потока нет источника.
Пятый в пейзаже нет разнообразия.
Шестой у дороги нет начала и конца.
Седьмой у камня лишь одна сторона.
Восьмой у деревьев меньше четырех ветвей.
Девятый люди и предметы искажены, искривлены.
Десятый башни, дворцы расположены в беспорядке.
Одиннадцатый облака водянистые, слабые, в них нет насыщенности.
Двенадцатый нарушены нормы и правила колорита».

6. Три категории
Ся Вэнь-янь говорил:
«Одухотворенный ритм движений жизни» исходит из деяний Неба.
Обладающие им произведения, секреты искусства, живописи, коих недоступны наблюдателю, называют божественными шэнь-пинь.
Кисть и тушь создают невиданное, размывы и цветочные пятна нанесены как должно, идеи и устремления воплощены сполна,
Такие https://vk.com/произведения называют блестящими мяопинь.
https://vk.com/Произведения, в которых достигнуто сходство по форме, не нарушены нормы и правила, называют мастерскими непинь.
______________________________________
«Слово о живописи из сада с горчичное зерно» классический трактат об искусстве, складывался в Китае в 16791818 гг. В нем раскрывается эзотерический смысл и основные эстетические категории традиционного искусства Китая, особенности национальных школ искусства живописи.
Трактат создавался многими авторами разных поколений, в течение столетий добавлявших каждый свое, но не субъективно (что обычно для западноевропейского искусства), а по принципу «особенное-общее» .

 

Трактат иногда называют поэзией в прозе.
Каждый раздел относительно завершен и богато иллюстрирован гравюрами на дереве. Название произошло от наименования загородного дома и сада к югу от г. Нанкина, где собирались художники для бесед об искусстве.

Содержание:

1.Том первый. Деревья, горы, камни, элементы пейзажа.

2.Том второй. Люди, постройки, работы древних мастеров.

3.Том третий. Четверо благородных (орхидея, бамбук, мейхуа, хризантема).

4.Том четвертый. Цветы и травы.

Наставления в искусстве живописи из павильона Цинцзай: Слово о живописи из сада Горчичное Зерно ( китайский трактат о теории искусства, 1689 г.) 1. Некоторые называют живопись легкой, другие

Источник


Добавить комментарий