Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Небесный бой», Николай Константинович Рерих

«Небесный бой», Николай Константинович Рерих 1912г. Темпера, картон. Размер: 66×95 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Не всеми понято и тем более не всеми оценено духовное

1912г. Темпера, картон. Размер: 66×95 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Не всеми понято и тем более не всеми оценено духовное наследие Николая Константиновича Рериха. Его картины могут восприниматься просто как красивейшая сказка космических масштабов, как бесконечная серия видов не этой планеты, но фантастического мира нет, реального. Просто открывайте глаза краскам закатного неба, а ум настраивайте на видение цвета. Бой в облаках разворачивается прямо перед вами у ваших глаз, и даже у ног.
Учитывая близость Первой Мировой Войны и общую грозовую обстановку, царившую в то время в Европе, можно найти в картине и признаки другой надвигающейся катастрофы. Тогда бурное, с клубящимися облаками небо может показаться символом приближающейся войны, которая вот-вот поглотит ни в чем не повинную мирную деревеньку на озере.
На картине «Небесный бой» противопоставляется тихий, спокойный и пасторальный облик земли с бурным, покрытым объемными облаками небом. Если внизу все течет гладко и мирно, то на небесах происходит настоящее сражение. Облака клубятся, свиваются, борются друг с другом, стремясь вытеснить одно другого с небосвода. Там явно дует сильный ветер, что заметно по выраженным, почти горизонтальным полосам.
Но даже сильный ветер не может справиться с мощными клубами туч. Они закрыли все небо полностью, только у самого горизонта видна тонкая полоска неба, но и она не совсем чиста на ней тоже собираются тучи. Они пока небольшие, слабенькие, но скоро и они накроют собой весь небосклон над землей.
А на земле в это время полная тишина. Безлюдная деревня, состоящая из небольших домиков под соломенными крышами, мирно дремлет над тихими водами светло-голубого озера. Вдалеке виднеются изумрудные холмы и далекие синие горы, тоже тихие и безмятежные. В период написания картины Рерих увлекался стариной, поэтому становится понятным изображение непривычных, явно несовременных хижин на сваях. Это далекое, очень далекое прошлое человечества, когда вокруг все решали боги, а простые и понятные нам сейчас силы природы вызывали панический ужас.
Деревня обезлюдела от первобытного страха перед разыгравшейся стихией. Легко представить, как в каждой из этих крошечных хижин дрожат от страха наши предки, забившись в темные углы. Их явно пугает то, что сейчас происходит на небе, это буйство стихий, которое они принимают за гнев своих богов.
Вся картина выдержана в достаточно ярких, но не интенсивных тонах. Здесь много оттенков голубого, синего, фиолетового, зеленого и желтого, но все они гармонично сочетаются, не вступая в противоречия друг с другом. Полотно выглядит цельным, органичным за счет использования полутонов и смешения красок. При статичности изображения земли покрытое тучами небо смотрится исключительно динамично. Кажется, что можно почувствовать дующий с картины ветер и запах влаги, если подойти к ней достаточно близко.

.