Нечистая сила и деньги

 

Нечистая сила и деньги Кто-то, вероятно, улыбнется и, покачав головой, скажет, что такое невозможно. Нельзя коллекционировать то, чего нет! И в какой-то мере окажется прав. Но в том-то и дело,

Кто-то, вероятно, улыбнется и, покачав головой, скажет, что такое невозможно. Нельзя коллекционировать то, чего нет! И в какой-то мере окажется прав. Но в том-то и дело, что только в определенной мере. Ведь никто и не утверждает, что затея вытащить из пруда чертенка и прикрепить его на кусок материи, как значок или медаль, обязательно должна увенчаться успехом. Также маловероятно и то, что когда-нибудь, словно бабочку сачком, удастся поймать ведьму, а затем расплющить ее под стеклом. И уж совсем трудно себе представить наличие у кого-то коллекции привидений и призраков.

Банкноты горы Брокен

И все-таки выход для тех, кто желает собирать именно их — сказочных и мифических персонажей, есть! Можно, к примеру, коллекционировать изображения потусторонних существ на монетах и банкнотах, на значках, почтовых марках и пивных этикетках. И таковые имеются! Кстати, в большом количестве. Взять, к примеру, денежные знаки Германии начала XX века — так называемые нотгельды.

На 25 пфеннигах 1921 года, выпущенных в городе Тале, можно увидеть ведьм, скачущих на помеле. Присутствие на этих деньгах нечисти неслучайно. Покрытые густыми лесами горы Гарца овеяны многочисленными легендами и преданиями. Именно в Гарце находится самая высокая вершина северо-востока Германии — Брокен (1142 метра). Этакий аналог славянской Лысой горы, куда слетались на шабаш всякие малопривлекательные существа. Древние поверья перекочевали и в XXI век в виде ежегодного празднования Вальпургиевой ночи (с 30 апреля на 1 мая). По легендам, на Брокене собиралась нечистая сила со всей Европы. Бал там правил сам сатана. Среди разбросанных по вершине валунов богомерзкие ведьмы играли свадьбы с домовыми. А дьявол набирал в свои ряды новобранцев — в специальной купели на склоне горы «крестились» его молодые прислужники.

В 1820-х годах хозяином трактира на вершине Брокена (теперь бывшая пивнушка стала популярным гостиничным комплексом) был некто Рудольф Шаде.

Пытаясь привлечь сюда как можно больше туристов и таким образом поправить свое финансовое положение, он заказал в типографии фирмы «Апельхауз» города Брауншвейга серию банкнот четырех номиналов. Эта своеобразная валюта имела хождение и принималась к оплате только на горе Брокен. Разделяя любовь немецкого народа к своей истории и культуре, художник, делавший эскизы денег, воспользовался сюжетами из поэмы Гете «Фауст». На ярких бумажных прямоугольниках были изображены и спешащие на шабаш колдуньи, и танцующие в толпе чертовок Фауст с Мефистофелем.

Горгонион и гиппокамп

Другой нотгельд из Гарца украшен рисунком так называемого дикого человека. В одной руке это существо держит дубинку, а в другой сжимает вырванную с корнем вековую ель. По легенде, однажды дикий человек был пойман в лесу и подарен правителю страны. Однако лесной житель недолго терпел неволю — он скончался от тоски по свободе.

Еще одно сказание повествует о том, как в незапамятные времена земли Гарца населяли гномы и великаны, которые на протяжении долгого времени воевали друг с другом. В этих легендах великаны были вооружены узловатыми дубинками, а в порыве гнева могли выкорчевать целое дерево.

Традиция изображать фантастические существа на деньгах пришла к нам из глубокой древности. Еще в V-IV веках до н.э. столица Писидии (горная область в Малой Азии) выпускала мелкие серебряные монеты — весом до одного грамма — с видом головы медузы Горгоны. Они так и назывались — горгонионы. К сведению поэтов: в мифах говорится, что крылатый конь Пегас появился из крови Горгоны.

По-своему удивительным существом, порожденным человеческой фантазией, был и гиппокамп. Это морское чудище с головой коня имело тело дракона и рыбий хвост. Изображение гиппокампа встречается на монетах Цилиции (древняя область в Малой Азии).

 

Разглядывая деньги античного мира, можно обнаружить самых разных существ с мифической родословной, например человекобыка. Он совсем не похож на известного нам Минотавра -кровожадное чудище с телом человека и головой быка, обитавшего в подземном лабиринте на острове Минос. Божество воды, которому поклонялись древние, в противоположность Минотавру имело тело быка и голову бородатого мужчины.

Бес — это снежный человек

На стародавних монетах мы увидим и египетского сфинкса, и переднеазиатского грифона, и даже античного черта — Пана. Гримасничающая физиономия последнего смотрит с бронзовых понтикопейских денежек с побережья Черного моря.

Среди так называемых храмовых монет Китая тоже встречаются персонажи из богатой сокровищницы мифологических животных. К примеру, дракон в Китае испокон веку символизировал божественную суть императора, а в обществе птицы Феникс — союз неба и земли, совокупность императора и императрицы.

На крохотной боне с непривычным номиналом в 75 пфеннигов, выпущенной в 1921 году в немецком городке Стеллау, изображен бес. В одной лапе нечистый держит увесистый камень, в другой -подобие пращи. На оборотной стороне денежного знака — церковь, а подле нее — валун. Легенда гласит, что когда церковь в Стеллау еще только строилась, черт задумал ее разрушить. Подыскал подходящий камень, а в качестве пращи воспользовался бабкиным чулком. Но в самый ответственный момент старый чулок порвался! И камень, не долетев до божьего храма, так и остался лежать в церковном палисаднике.

Исследователи фольклора нередко проводят параллель между возникновением такого персонажа, как бес, и… снежным человеком. Первые упоминания о лохматом лесном жителе встречаются еще в сообщениях античных авторов. Кстати, на Памире никто не сомневается в реальности существа, известного там как йети. Жители гор — шерпы — даже различают несколько их видов — волосатых великанов с горящими глазами и коренастых коротышек, удивительно похожих на людей. А вот самкам косматых гоминоидов нередко приписываются и совсем уж удивительные особенности. Груди «снежных женщин» якобы могут достигать таких размеров, что бедняжки вынуждены забрасывать их себе за плечи, чтобы те не мешали при ходьбе. А при необходимости быстрого спуска с горы «дамы» подкладывают их под себя на манер салазок.

Одна лапа — утиная, другая — козлиная

«Бесовской» сюжет хорошо известен и коллекционерам пивных этикеток. Это изображения и гарцующего на черном козле чертенка (Heidelberger Brauerei), и самого повелителя преисподней — сатаны. Иной раз о рисунке на бутылке можно судить уже только по одному названию: Old Nic (Англия), Lucifer (Бельгия). Наши пращуры приписывали пиву волшебные свойства. В составе же некоторых его сортов встречался и корень мандрагоры. А уж без этого-то растения не обходился ни один колдовской рецепт. В средневековой Европе существовало поверье, что, напившись пива, ведьмы превращались в животных и нападали на одиноких путников. Кстати, волк-оборотень, или вервольф, тоже нашел свое отражение на предметах коллекционирования. Марка с его изображением была отпечатана в Канаде.

В 1669 году в Германии увидела свет книга талантливого немецкого писателя Ганса Гриммельсгаузена «Симплициссимус». Этот гротескно-сатирический роман с элементами социальной утопии нередко сравнивают по стилю с «Дон Кихотом». Обложку книги украшало изображение довольно забавного существа с рыбьим хвостом и птичьими крыльями. Одна лапа у него была утиной, другая — козлиной. В остальном же — черт чертом. К тому же невиданный зверь был еще и опоясан шпагой. К трехсотлетию со дня рождения Гриммельсгаузена национальный банк Германии выпустил серебряную юбилейную монету в пять марок, и на нее перекочевало несуразное создание с обложки «Сиплициссимуса».

…Удивительные фантастические образы входили в мир человека постепенно. Сначала они обосновались в устном народном творчестве, а со временем стали все чаще появляться и на предметах быта. Фигурки гномов населили лужайки перед домами, демоны вскарабкались на ручки пивных кружек, драконы обвили подсвечники, а вырезанные из фанеры ведьмы взлетели на коньки крыш. Известный прозаик и кинодраматург Юрий Нагибин, размышляя на тему сказочных персонажей, как-то сказал: «Передаваемые от дедов к внукам, они докатились до наших дней, порой весьма близкие к своему изначальному образу, порой изменившиеся до неузнаваемости».

Источник


Добавить комментарий