Николай Фешин (Niolai Fechin, 1881-1955)

 

Николай Фешин (Niolai Fechin, 1881-1955) художник двух континентов Николай Иванович Фешин родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной

художник двух континентов
Николай Иванович Фешин родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной иконописной мастерской. Первые уроки рисования, резьбы и ремесленной мастеровитости он получил у отца. Там же, в Казани, окончил художественную школу. Затем учеба в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (класс патриарха русской художественной школы Ильи Репина). Знание первоклассных образцов классического искусства, высочайший уровень натурного рисунка, мастерское владение всей палитрой художественных средств заложены в нем именно в то время.
В автобиографии художник вспоминает особое отношение наставника Ильи Репина: «Ко мне он относился более тепло, чем к другим студентам, ценя точность моих работ. Прежде всего, он ценил мою способность к большим композициям и всегда убеждал меня идти этой дорогой». Переняв от знаменитого учителя манеру широкого свободного мазка, художник развивает самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры. «Цель мастера живописца, — отмечает Фешин, — заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим, ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе». Художник много работает над созданием своей особой манеры письма. Традиционные приемы кистью и мастихином сочетаются с соединением красочных мазков и старательным их втиранием пальцами рук в холстовый грунт. Как результат почти эмалевая поверхность многокрасочного слоя.
В 1908 году Николай Фешин начинает педагогическую работу в Казанской художественной школе (после революции преобразованной в свободные художественные мастерские). Он совмещает различные обязанности: обучает живописи и рисунку, руководит натюрмортным и натурным классами, организует выставки. В 1916 вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Для казанского периода творчества характерно увлечение народными традициями и обычаями, праздниками российской «инородческой» глубинки, получившие отражение на полотнах художника.
В 1910 году работы Николая Ивановича Фешина были впервые выставлены в Питсбурге, США, где заслужили высокую оценку. По свидетельству американской критики, Фешин, «родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий всей мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского <> пожал полный триумф». С 1910 года и до начала Первой мировой войны Фешин был постоянным участником выставок в питсбургском Институте Карнеги.
Осенью 1916 года Николаю Фешину, единственному из художников российской периферии, было присвоено звание действительного члена Императорской Академии художеств высшее признание таланта и художественных заслуг дореволюционной Россией.
В послереволюционное время, с 1920 по 1923 год Фешин исполняет обязанности заведующего учебной частью Казанской художественной школы. Он уделяет много внимания организации учебного процесса. Николай Иванович отрицает шаблонные методы в педагогике. В составленной им программе позиция учителя художественной школы сформулирована следующим образом: «Прежде чем допускать вновь посвященных к готовым, выработанным веками, может быть и совершенным формам искусства, надо им дать окрепнуть, высказать без помехи свое индивидуальное кредо. Никаких искусственных пособий, начинающий должен черпать форму у себя и у природы, ибо подставлять готовый опыт или готовую форму это значит посягать на естественный ход развития его мысли». В это же время художник разрабатывает по заказу Казанского отдела народного образования типовые декорации для рабоче-крестьянских театров, оформляет постановку оперы «Кармен» для местного оперного театра. Получает заказы и работает над портретами Карла Маркса, Владимира Ленина, наркома просвещения Луначарского. Смена акцентов в творческой деятельности постепенно приводит к потере интереса к участию в ограничении и соподчинении искусства пропагандистским целям. Он жалуется на бесполезную трату времени и стесненность творческой свободы. Возникают мысли об эмиграции
Фешин покидает Россию в 1923 году. В том же году проводит персональную выставку в Художественном институте Чикаго и участвует в выставке русских живописцев и скульпторов в Бруклинском музее. Его сразу признали и публика, и профессионалы Фешин постоянно давал мастер-классы. Вскоре добился известности как портретист: частные заказы позволили отказаться от преподавания.

Художник умер во сне 5 октября 1955 года. По словам дочери, взявшей на себя хлопоты по сохранению его наследия, Николай Иванович Фешин всегда помнил о Родине и всегда подчеркивал, что самое сильное и плодотворное влияние на него оказали годы детства, юности и зрелого творчества в России. В соответствии с волей отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и захоронила его прах в Казани (1976 год).
Родине о жизни и творчестве американского художника с русскими корнями и великой русской школой узнали только в последние два десятилетия. Возможно, поэтому, подводя итоги жизненного пути, Николай Иванович с грустью признавался в своем одиночестве. «Я часто думаю о прожитом, писал он, и прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».
_________________________________________
О портретах Сапожниковой: «Красота для Фешина чаще всего совпадала с индивидуальностью, он не подправлял созданного природой. Есть еще одна любимая идея, которая находит отражение в портретах Сапожниковой условность наших представлений о прекрасном. Для Фешина не существует заданных стандартов, он любит балансировать на грани, его понятие красоты столь всеохватно, что вбирает в себя и дисгармоничные явления. Особое обаяние придает портрету его незавершенность. Фешин часто не заканчивал свои работы. Бывает трудно выявить, где это происходило случайно, где сознательно. Прием non finito позволял обнажить творческий процесс, сделать его не менее важным, чем окончательный результат. Художник давал возможность увидеть, как композиция рождается, подобно живому
организму, в котором одинаково важны все элементы. Стремительные
угольные штрихи, темпераментные движения кисти привносят в законченный образ внутренний динамизм.
У Фешина всегда ярко проявлялась любимая идея модерна подражание не формам как таковым, но органике их жизни. Интересно, что кажущаяся небрежность и размашистость живописной поверхности на деле подчинена строго выверенной внутренней конструкции.» (Галина Тулузакова)

Николай Фешин (Niolai Fechin, 1881-1955) художник двух континентов Николай Иванович Фешин родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной

 

Николай Фешин (Niolai Fechin, 1881-1955) художник двух континентов Николай Иванович Фешин родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной

Николай Фешин (Niolai Fechin, 1881-1955) художник двух континентов Николай Иванович Фешин родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной

Николай Фешин (Niolai Fechin, 1881-1955) художник двух континентов Николай Иванович Фешин родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной

Источник


Нет комментариев

  1. Нефёдов Николай

    Что и говорить, Фешин талант, самобытный художник со своим характерным стилем живописи. Мастер рисования женского тела. Даже не припомню, в каком музее Москвы есть его картины.

Добавить комментарий