Ёптель

это не вероятно, но факт!

Нилус Петр Александрович ( 20 февраля 1869-1943) живописец, художественный критик, писатель.

 

Нилус Петр Александрович ( 20 февраля 1869-1943) живописец, художественный критик, писатель. Внук генерала, участника войны 1812 года, Петр Александрович Нилус был известным художником, особенно

Внук генерала, участника войны 1812 года, Петр Александрович Нилус был известным художником, особенно в Одессе . С 1876 года Пётр Нилус жил в Одессе, учился в Реальном училище Святого Павла. В 6 классе, по предложению своего учителя Г. Ладыженского, который только что закончил Петербургскую Академию художеств, Нилус поступил в Одесскую рисовальную школу: на протяжении 18831889 годов его преподавателем был К. Костанди, а другом Евгений Буковецкий. С 1889 года продолжил обучение в Санкт-Петербургской Академии Художеств у Ильи Репина, который рекомендовал молодому художнику побыстрее начать выставочную деятельность и вернуться в родной город, где мощно заявило о себе Товарищество Южнорусских художников. И.Е. Репин считал, что не для каждого таланта Академия хороша, иных она просто стандартизирует.
В Одессе Нилус стал одной из центральных фигур местного художественного сообщества; с 1890 года принимал участие в выставках Товарищества, с середины 1890-х годов был его секретарём, вместе с Буковецким в 1894 году составил устав Товарищества. Нилус не терял связи с выставочной жизнью столицы: с 1891 года он был экспонентом, а с 1899 членом Товарищества передвижных художественных выставок. Летом 1898 года в Одессе состоялось знакомство Нилуса с И. А. Буниным.

В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Об этом времени П. А. Нилус вспоминал: «Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму». В первом десятилетии XX века, после зарубежных поездок и знакомства с новым современным искусством, художник отошёл от бытового жанра и социальной проблематики, отдавая предпочтение пейзажу и импрессионистической живописной манере. Следующий период в творчестве Нилуса «символико-романтический» или «ретроспективный»: художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет .

Хорошо знал Нилуса К. Чуковский: он следил за развитием этого незаурядного дарования, восхищался им. Но в 1904 году, в «Одесских новостях» высказался очень резко: « у нас есть два П. А. Нилуса один настоящий, другой ненастоящий». «Настоящим» для критика был тот художник, у которого «великолепное мастерство рисунка», «ясные краски», «законченная манера»; «ненастоящим» был автор, который позволил привнести в собственные произведения «модные» напевы и настроения. В обозначенных Чуковским недостатках Нилуса присутствуют узнаваемые в ту пору приметы «декадентства» это «тонкие, хрупкие деревья, жалобно тянущиеся к стилизованным тучам», это «сооружённое (то есть искусственно созданное, не имеющее отношения к реальности) настроение», это «символические позы женщин» и «модернизированные» складки их одежд

В 1915 году в Одессе состоялась его персональная выставка. И. Е. Репин писал И. А. Бунину:
Нилус, наш художник прекрасный, ах, если бы мне его краски!

Революцию 1917 года П. А. Нилус принял благосклонно, но вскоре это отношение изменилось. С приходом отрядов Добровольческой армии А. И. Деникина он поддержал их серией антибольшевистских плакатов. В 1919 году вынужден покинуть страну. С 1923 года жил в Париже в одном доме с И. А. Буниным, который называл своего друга, Петра Нилуса, поэтом живописи и посвятил ему одно из самых проникновенных своих стихотворений «Одиночество». В период эмиграции прошло 11 его выставок в Софии, Белграде, Загребе, Вене, Париже.

В 1930-е годы Нилус отошёл от символико-романтических сюжетов, которые пришлись по душе французской публике. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями. Особую известность получила так называемая «белая серия», а среди живописцев выражение «белое Нилуса» стало нарицательным.

Первые персональные выставки П. А. Нилуса в Париже состоялись в 1925 году в престижных галереях Ж. Пти и Ж. Шарпантье. Большой успех имела последняя прижизненная выставка Нилуса в галерее Za (1934).

К середине 1930-х годов Нилус стал отдавать предпочтение психологическому портрету.

Умер в оккупированном Париже; похоронен на кладбище Банье.

Работы художника хранятся в Третьяковской галерее, в Одесском художественном музее, Одесском литературном музее, в Государственном Литературном музее (Москва), в Областном художественном музее им И. Н. Крамского (Воронеж), в Днепропетровском Художественном Музее, в частных коллекциях.

В 1995 году значительная часть творческого наследия художника парижского периода 73 произведения живописи, графики, а также личные вещи, фотографии, письма, выставочные каталоги по решению падчерицы живописца, В. Л. Голубовской, были переданы из Парижа в Воронеж для Художественного музея им. И. Н. Крамского и литературного музея (для будущего музея И. А. Бунина)

**
Иван Бунин » Одиночество»
.
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один без жены…
Сегодня идут без конца
Те же тучи гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
________
П. А. Нилус оставил обширное живописное и эпистолярное наследие. Помимо российских собраний, произведения художника хранятся в Лувре и других музеях Франции, в Национальной художественной галерее в Софии, в коллекции Джорджтаунского университета в Вашингтоне. С 1995 года Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского провел семь персональных выставок художника, рассматривая популяризацию творчества П. А. Нилуса как важную задачу.

https://v.com/album-39913927_243210061

Нилус Петр Александрович ( 20 февраля 1869-1943) живописец, художественный критик, писатель. Внук генерала, участника войны 1812 года, Петр Александрович Нилус был известным художником, особенно

Нилус Петр Александрович ( 20 февраля 1869-1943) живописец, художественный критик, писатель. Внук генерала, участника войны 1812 года, Петр Александрович Нилус был известным художником, особенно

Нилус Петр Александрович ( 20 февраля 1869-1943) живописец, художественный критик, писатель. Внук генерала, участника войны 1812 года, Петр Александрович Нилус был известным художником, особенно

Нилус Петр Александрович ( 20 февраля 1869-1943) живописец, художественный критик, писатель. Внук генерала, участника войны 1812 года, Петр Александрович Нилус был известным художником, особенно

Нилус Петр Александрович ( 20 февраля 1869-1943) живописец, художественный критик, писатель. Внук генерала, участника войны 1812 года, Петр Александрович Нилус был известным художником, особенно

Нилус Петр Александрович ( 20 февраля 1869-1943) живописец, художественный критик, писатель. Внук генерала, участника войны 1812 года, Петр Александрович Нилус был известным художником, особенно

Нилус Петр Александрович ( 20 февраля 1869-1943) живописец, художественный критик, писатель. Внук генерала, участника войны 1812 года, Петр Александрович Нилус был известным художником, особенно

Источник