Ёптель

это не вероятно, но факт!

Образ святого Антония в искусстве

 

Образ святого Антония в искусстве Все работы подписаны Антоний Великий святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически

Все работы подписаны
Антоний Великий святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне. Его жизнеописание полно рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия. Родился около 251 в Коме близ Ираклеи (Верхний Египет). Умер в возрасте 106 лет, около 356 года. Происходил из благородной и богатой семьи христиан. После смерти родителей в 270 году, когда Антонию было восемнадцать лет, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях. Вся его последующая жизнь была посвящена самоотречению и духовному подвижничеству: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем около двадцати лет в развалинах близ Нила. Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти и плотских желаний, терзаемый видениями: сначала имевших облик прекрасной женщины, а затем демонических мучителей.
Сюжет искушения Св. Антония строится вокруг борьбы святого с соблазнами, которые он называл «демонами». Эта тема нашла отражение во многих произведениях искусства. Сегодня мы представляем самые известные работы старых мастеров.
1. Стефано ди Джованни Сассетта «Святой Антоний, мучимый бесами» (1430-1432)
Алтарь Евхаристии. Первый, известный сегодня из документов, заказ на создание алтарной картины Сассетта получил в 1423 году от гильдии торговцев шерстью «Арте делла Лана», которая хотела украсить свою капеллу в церкви Сан Пеллегрино в Сиене. Сегодня это произведение Сассетты известно под названием «Алтарь Евхаристии». В 1777 году алтарь был разобран, разные его части разошлись по музеям, а центральная картина была безвозвратно утрачена. Согласно старым описаниям, на ней было символически изображено священное таинство евхаристии в виде дароносицы для причащения, окруженной ангелами. Сассетта не владел приемами перспективы, но в картинах пределлы он смог передать глубину пространства с помощью линейных ритмов холмов и скал прием, который будет использован почти всеми сиенскими художниками XV века.
2. Микеланджело Буонарроти «Мученичество Святого Антония» (1487-1488)
Согласно последним исследованиям, эта работа «Мученичество святого Антония» была написана в 1487-1488 годах. И если Микеланджело действительно является автором этого шедевра, то он написал его в возрасте 12-13 лет. В исторических источниках упоминается о том, что Микеланджело написал картину с изображением святого Антония. Однако действительно ли это та самая работа с точностью сказать невозможно.
3. Бернардино Паренцано «Искушение Святого Антония» (1494)
На этой картине великая и страшная сила зла раскрывается в худших проявления человеческой природы вместе со всеми ее пороками и несовершенством. Сатана принимает множество ужасающих форм, но луч света нисходит к святому Антонию с небес и Голос говорит: «Я был с тобой все это время, но я хотел, чтобы ты боролся самостоятельно. Ты прошел испытания и не был побежден, потому что я всегда помогал тебе».
4. Джованни Пьетро да Бираго «Святой Антоний борется с демонами» (ок. 1490)
Главная работа Бираго это «Часослов Бона Сфорца», по которой он ранее был известен просто как безымянный ее иллюстратор, однако 1956 году его авторство было окончательно установлено. «Часослов Бона Сфорца» это частная книга для молитв, начатая Бираго приблизительно в 1490 году, и законченная другим художником лишь тридцатью годами позднее, после того как книга сменила собственника. В правом нижнем углу можно увидеть свинью, заглядывающую на сцену.
5. Иоахим Патинир. «Искушение Святого Антония» (ок. 1515)
Иоахим Патинир получил известность как один из зачинателей новоевропейского пейзажного искусства, разработав на базе старонидерландской традиции от Я. ван Эйка до Босха особый тип широкоохватного «мирового пейзажа» (в немецком искусствоведении Weltlandschaft), включающего, обычно в масштабе совсем небольших по формату картин, массу разнообразных природных и бытовых деталей. Однако «мировые пейзажи» Патинира не превратились еще в самоценные композиции, всегда сочетаясь с определенным религиозным сюжетом в виде фона и среды действия. Вероятно, мастер часто писал пейзажные фоны и в картинах других художников. Наиболее достоверный пример такого сотрудничества Искушение святого Антония, с фигурами работы К.Массейса. Предположительно многие работы, приписываемые сейчас Патиниру или Массейсу, являются на самом деле их совместными работами.
6. Корнелис Кунст. «Искушение святого Антония» (1530)
На картине изображены пять сцен из жизни святого Антония.
7. Питер Хьюс «Искушение Святого Антония» (ок. 1547)
В работах северных мастеров реалистичные пейзажи итальянских художников превращаются в фантастические пейзажи, где антропоморфные формы преображаются под действием воображения. Они часто сопровождают обычные христианские мотивы, например искушение святого Антония, представляющие собой смесь странных легенд и чистой фантазии.
8. Паоло Веронезе. «Искушение Святого Антония» (ок. 1553)
Пластически ясная проработка фигур в «Искушении святого Антония» Паоло Веронезе сближает эту картину, как и все ранние работы Веронезе, с искусством Высокого Возрождения. В этой композиции, вывезенной французами в Париж в 1797 году во время наполеоновских походов в Италию и с 1803 года экспонируемой в Музее изящных искусств Кана, заметно воздействие произведений Джулио Романо и Микеланджело.
Святой Антоний изображен простертым на земле. Правая рука его судорожно сжимает книгу. Левой он пытается защититься от демона, но Порок в женском обличье своими когтистыми пальцами удерживает руку святого. Рельефная мускулатура демона изображена в типично маньеристской манере.
9. Якопо Робусти (Тинторетто) «Искушение Святого Антония» (ок. 1577)
На картине изображен святой Антоний, которого терзают две ведьмы и два демона, разрывающих на нем одежду. Облачение отшельника, его руки и голова образуют форму креста, что символически повторяет мучения Иисуса Христа. Парящая в небесах божественна фигура возможно является Святым Марком, покровителем Венеции, на что указывает синий и красный цвета его одежды.
10. Ян Мандейн «Искушение Святого Антония» (после 1530)
Это единственная картина Яна Мандейна. Авторство остальных картин, которые приписывают ему, достоверно не доказано. Считается, что Мандейн был неграмотным и поэтому не мог оставить на своих «Искушениях» подписи готическим шрифтом. Искусствоведы предполагают, что он просто срисовал подпись с готового образца.

Образ святого Антония в искусстве Все работы подписаны Антоний Великий святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически

Образ святого Антония в искусстве Все работы подписаны Антоний Великий святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически

Образ святого Антония в искусстве Все работы подписаны Антоний Великий святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически

Образ святого Антония в искусстве Все работы подписаны Антоний Великий святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически

 

Образ святого Антония в искусстве Все работы подписаны Антоний Великий святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически

Образ святого Антония в искусстве Все работы подписаны Антоний Великий святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически

Образ святого Антония в искусстве Все работы подписаны Антоний Великий святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически

Образ святого Антония в искусстве Все работы подписаны Антоний Великий святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически

Образ святого Антония в искусстве Все работы подписаны Антоний Великий святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически

Образ святого Антония в искусстве Все работы подписаны Антоний Великий святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически

Источник