Одним из популярных видов грузоподъемного оборудования, используемого на заводах, по праву можно назвать мостовой кран. Он отличается надежностью, долговечностью, ремонтопригодностью и относительно недорогим обслуживанием. Если своевременно выполнять профилактический ремонт агрегата, он способен прослужить десятки лет, нужно будет лишь периодически менять изношенные детали.
Данное устройство получило свое название благодаря мосту, присутствующему в конструкции. Это пролетное строение, представленное балкой. При помощи электропривода, балка выполняет перемещение по крановым путям, находящимся на высоте. Это дополнительный плюс мостового крана – он не требует отдельного места в здании заводского цеха. Однако важно учитывать техническое состояние здания и возможность установки путей.
Мост может быть выполнен из одной или двух балок. Соответственно, модели с одной балкой называются однобалочными, а с двумя – двухбалочными. Они отличаются между собой характеристиками грузоподъемности: устройства второго типа могут поднимать и перемещать существенно больший вес, чем первые.
Также различают подвесные и опорные модели. Подвесные подвешиваются к путям, они обладают меньшим весом, более просты в монтаже. В то же время, и грузоподъемность их меньше, так как при перегрузке конструкции, она может не выдержать и сорваться вниз. Опорные модели более функциональны, они опираются на крановые пути и никак не могут сорваться, что позволяет перемещать наиболее тяжелые объекты. Впрочем, эти модели также имеют ограничения по грузоподъемности.
По типу привода бывают электрические устройства и ручные. Электрические работают от электропривода, и именно их чаще всего можно встретить на заводах. Их преимущество – большая грузоподъемность, повышенная скорость подъема и перемещения груза, отсутствие необходимости прикладывать физические усилия. Ручные же не могут поднимать большой вес, они рассчитаны обычно на груз до 1-2 тонн. Передвигаются они медленнее, зато не требуют электроэнергии для своей работы.
Управлять мостовым краном можно как с кабины, так и с пульта, в зависимости от модели агрегата. Для управления с кабины требуется специальное образование, допуск, прохождение аттестации. Также предъявляются особые требования относительно к состоянию здоровья крановщика. Управлять же при помощи пульта может практически любой работник, прошедший небольшое обучение и сдавший экзамены.