Великий муфтий Египта Шауки аль-Алам опубликовал религиозное постановление, которое разрешает, что собаки являются существующими, созданными Аллахом, не могут быть нечистыми. «Правоверный мусульманин может сосуществовать с собакой. Если вы совершаете религиозный обряд, а на вашей одежде слюна собаки, это не мешает вам молиться, одежду менять не надо », — отметил муфтий.
Заявление было сделано после того, как в Сети появилась фотография, на которой советник президента Египта по религиозным вопросам Усама аль-Азхари пожимает лапу своему псу. Картинка вызвала волну возмущения со стороны мусульманского сообщества. Сам аль-Азхари парировал, что собака сопровождает семерых отроков, которые, согласно Корану, укрылись от преследователей в пещере, чтобы уберечь веру в Аллаха, и проспали там 309 лет. «Это благороднейший пример религиозного рвения. Он показывает, что собаки угодны Аллаху », — добавил он.
Спор о том, как правоверному относиться к четвероногим друзьям человека, идет не одно столетие. Большинство мусульман до сих пор считают животных нечистыми, а потому контакты с ними не поддерживают. При этом никакого вероучительного обоснования такому отношению нет. Догофобы чаще заявляются на устные предания, согласно которому пророка Мухаммеда некогда укусил пес и с тех пор весь псиный род был им проклят. Поэтому если вдруг правоверному повстречается собака и ему приходится ее касаться, то потом он обязан очиститься от «наджасы» (скверны), передаваемую через мочу, слюну, а также шерсть животного.
Однако в Священном Писании мусульман упоминается лишь трижды — и ни разу отрицательно. Дважды пес в качестве верного и надежного спутника человека. Лишь в суре «Аль-Араф» говорит, что человек, не принявший божественной истины и слов пророка, становится пленником земных благ и его состояние «если положению собаки»: «ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык ».
Негативное отношение к хвостатым сложным из хадисов — устно передаваемых рассказов о жизни пророка Мухаммеда. Именно оттуда предписания остерегаться, например, псов черного цвета. Однако даже по этому поводу в мусульманском мире достигнуто не было. В некоторых хадисах утверждено, что в дом, где есть собака или даже ее изображение, «не войдут ангелы». В то же время прославленный средневековый имам Мухиддин ан-Навави заверял, что если у человека есть голодная собака и баран, то он обязан зарезать это барана, чтобы накормить пса. Богослов также запрещает без причины убивать любое живое существо, будь то собака или воробей. В хадисе от Мухаммада аль-Бухари передаются такие слова пророка: «Как-то разного одного дорогой человека, шедшего, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Увидев это, он сказал себе: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил пса, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему грехи. Слушатели Мухаммеда спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных» На что он ответил: «Награда полагается за все живое». «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил пса, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему грехи. Слушатели Мухаммеда спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных» На что он ответил: «Награда полагается за все живое». «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил пса, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему грехи. Слушатели Мухаммеда спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных» На что он ответил: «Награда полагается за все живое».
Что касается скверны, исходящих правил предписаний, обязывающих правоверных избавляться от нее. Например, сподвижник пророка Абу Хурайра говорил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:« Если собака попьет воды из сосуда кого-либо из вас, пусть он вымоет его семь раз ». В других вариациях следует почистить землей. На этот текст опираются представители ханбалитской и шафиитской богословско-правовых школ. Они считают, что не только слюна, но и все тело нечисто. Ханафиты (еще одна из четырех школ в исламе суннитского толка) уверены, что предание лишь говорит о нечистоте слюны животного. Маликиты и утверждают, что собаки не считаться нечистыми.
Исламская традиция дает множество
примеров мирного сосуществования человека
и собаки. Персидская миниатюра XVI векаИбн Рушд, средневековый мусульманский философ, известный на Западе под латинизированным именем Аверроэс, настаивал, что это изречение стоит понимать как предостережение человеку, который может заразиться от собаки бешенством, и то если последняя им больна. Во времена создания хадисов вспышки заболеваемости бешенством, переносимым животным, были нередки, согласно ибн-Рушду, «Сохранение жизни человека по шкале ценностей перевешивает ценность жизни собаки, то мусульманину следует отнестись осторожно ко всему, что может нести в себе какую- то угрозы инфекции ». «Вот почему после собаки следует мыть предметы. То есть бессмысленно говорить о том, что собака нечиста и мусульманину следует убить сразу же, как увидит, или нельзя ему прикоснуться к собаке или ласкать ее,
Взгляды ибн-Рушда близки к мировоззрению основателя маликитской школы Малику ибн Анасу. Кстати, постановление муфтия Шауки Аль-Алам, с которым мы начали наш рассказ, основывается именно на хадисах имама Малика, который настаивал: во времена первого поколения мусульман, которое жило в Медине после смерти Мухаммеда, собаки не считались чем-то нечистым. В одном из хадисов Бухари приводятся воспоминания сподвижника пророка ибн Умара, который говорил, что, когда был основоположник ислама, эти четвероногие могли входить и выходить из мечети. Правда, и отношение к этим животным не только у мусульман, но и у представителей других религиозных отношений в те времена было чисто утилитарным. Пес должен был или охотиться, или охранять жилище, или пасти стадо. Существует хадис, в котором четко описывалось предназначение собак: «Кто будет у себя собаку, за исключением собаки для охраны домашнего скота или собаки для охоты, у того будут забираться его добрые дела размером с карат». Позже к дозволенным псам добавились животные-поводыри.
Теперь, когда отношения к собакам во всем мире ухаживать, содержать их в чистоте, обеспечивать их в чистоте, оберегать от болезней, обеспечивать им , физическую и даже интеллектуальную нагрузку, постановление Шауки аль-Алам выглядит вполне логичным. Чистота и здоровье собаки полностью зависят от человека, а стало быть, на правоверных, которые решились взять в дом животное, накладывается особая ответственность заботиться о том, чтобы на собаке не было «скверны».