Ёптель

это не вероятно, но факт!

Паровозы России: история создания, этапы развития паровозостроения, исторические факты и события

Паровозы России: история создания, этапы развития паровозостроения, исторические факты и события История паровозов России интересна и уникальна. Ведь именно они стали основой железнодорожного

История паровозов России интересна и уникальна. Ведь именно они стали основой железнодорожного транспорта, соединяющего сегодня самые отдаленные уголки страны. Многие признают, что это одна из самых удивительных вещей, когда-либо созданных человеком. Машина, которая сумела в себе соединить воздух, огонь, металл и воду.
Предшественник паровозов
Предшественником паровозов в России стала сдвоенная паровая машина, которую первым в мире изобрел Иван Иванович Ползунов. В 1763 году он разработал проект парового двигателя, а уже в следующем году приступил к созданию самой машины.
Проект одобрила даже императрица России Екатерина II, которая поощряла отечественные светлые умы, Ползунову она перечислила 400 рублей.
В 1766 году изобретатель умер в возрасте 38 лет, не дожив всего недели до первого пробного пуска своей машины. По всей видимости, роковую роль сыграло огромное напряжение, при котором он работал последнее время. К сожалению, в советское время даже его могила была утрачена, так что память о Ползунове практически не сохранилась.
Паровозы России берут свое начало непосредственно от машины, изобретенной отцом и сыном Черепановыми — Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем. Это произошло в 1833 году, на целых два года раньше, чем в Германии.
Причем первые паровозы в России были построены настолько удачно, что заметно отличались от иностранных аналогов своими оригинальными конструктивными решениями.
Машина, созданная Черепановыми, могла перевозить более трех тонн груза, двигаясь со скоростью около 16 километров в час. В 1835 году они выпустили второй паровоз, грузоподъемность которого увеличилась в разы, до 16,4 тонны, а скорость осталась на прежнем уровне, что было серьезным достижением.
Примечательно, что первый паровоз в России назывался совсем непривычным нам словом «пароход». Так описывалась простейшая паровая машина, которая пользовалась собственным ходом.
Заграничный заказ
Как бы это ни было удивительно, первые паровозы на железных дорогах России, которые стали применяться для общественного пользования, заказали не у Черепановых, а за границей. Произошло это в 1838 году. Они стали курсировать по маршруту Петербург — Царское Село.
Основой же для масштабного развития отечественного паровозостроения стало строительство железной дороги между Москвой и Петербургом. Оно началось только в 1843 году. Кстати, для нее машины строились уже на отечественных предприятиях. В 1845 году они были выпущены на Александровском заводе.
Уже к середине 60-х годов XIX столетия история паровозов в России стремительно развивается. Этому способствует массовое строительство новых железных дорог, что приводит к росту потребностей в паровозах.
С 1869 году паровые машины начинают производить на Камско-Воткинском и Коломенском заводах, а еще через год на Мальцевском и Невском. С 1892 года серии паровозов выпускают на Путиловском, Харьковском, Брянском, Луганском, Сормовском заводах.
Собственный путь развития
Важно, что строительство паровозов в России развивалось по собственному уникальному пути. Со временем сформировалась даже особенная школа паровозостроения.
Так, в 1878 году именно на Коломенском заводе появились первые в мире пассажирские паровозы, которые обладали передней тележкой. Это было намного безопаснее. За границей аналоги таких паровых машин начали выпускать только через 14 лет.
В 1891 году именно в России появился первый паровоз с конденсацией пара. А с конца XIX столетия отечественные инженеры используют повсеместно пароперегреватели.
В то же время в России уже окончательно оформляется учение о тяге поездов. Отечественные ученые превратили его в настоящую науку, которая позволяла с предельной точностью рассчитывать скорость, массу поезда, время его движения, а также устанавливать тормозной путь в зависимости от условий.
Паровозостроение в начале XX века
В начале XX столетия Россия окончательно освободилась от зарубежного влияния в сфере паровозостроения. Русские инженеры создавали оригинальные формы, отвечавшие передовым технологиям своего времени.
С 1898 года до Октябрьской революции в стране было выпущено более 16 тысяч паровозов. Причем парк этих машин отличался большим разнообразием. В министерстве путей сообщения даже ввели отдельные серии для частных и казенных дорог.
Советская история
В истории России и СССР паровозы занимают особое место. В советской промышленности первые паровые машины начали строить уже в конце 1920 года. Именно тогда был принят 5-летний план восстановления и развития паровозного хозяйства.
В 1925 году удалось спроектировать один из лучших на тот момент в мире пассажирских паровозов. В 1931 году на рельсы был спущен самый мощный паровоз в Европе, со следующего года их массовый выпуск начался на Ворошиловградском заводе.
Развивалась эта отрасль и после окончания Великой Отечественной войны. В конце 40-х годов в СССР выпустили два серийных грузовых паровоза, а в 1950 году мощную пассажирскую машину, которая имела самые высокие эксплуатационные характеристики.
Конкуренты паровозов
Со временем паровозы начинают серьезно уступать электровозам и тепловозам в мощности и экономичности. Зато еще долгие годы превосходят их по неприхотливости и удивительной выносливости.
Удивительно, но паровоз способен выдерживать перегрузки в 400% относительно его расчетной мощности. При этом мог отапливаться практически любыми видами топлива. Например, сырыми дровами, а во время Гражданской войны его топили даже сушеной воблой.
К тому же ремонтировать эти машины было намного дешевле, чем электровозы и тепловозы, именно поэтому так долго от них не отказывались. К тому же мазут и уголь обходились в разы дешевле и доступнее солярки и электроэнергии. Это сыграло определяющую роль в том, что именно паровозы обеспечили бесперебойную работу железных дорог во время Великой Отечественной войны.
В результате история паровоза насчитывает около 130 лет. Даже в начале XXI века интерес к локомотивам на твердом топливе по-прежнему сохраняется.
Самые удивительные паровозы
В истории много по-настоящему уникальных паровозов. Самым безотказным считается локомотив, которому в 1912 году присвоили серию ОВ. Он был максимально прост в ремонте и обслуживании. Его отапливали мазутом, углем, торфом, дровами.
В 1930 годах перевели на второстепенные магистрали, а после использовали в основном на промышленном транспорте. Эксплуатировалась эта модель до середины 50-х годов.
Самый массовый локомотив за всю историю паровозостроения был Э-класса. Первые машины такого типа были выпущены в 1912 году, дорабатывали и усовершенствовали их до 1957 года. В народе их называли «Эшаками».
Работал такой локомотив на грузовых и пассажирских перевозках. Всего было выпущено около 11 тысяч подобных машин. Сейчас эти паровозы остались только в музеях, зато их можно увидеть во многих отечественных фильмах. Например, в «Неуловимых мстителях» или «Адмирале».
Самый тяжелый паровоз — это П-38. Его служебная масса составляла целых 383 с небольшим тонны. Это при длине 38 метров. Из-за временной приостановки выпуска паровозов в России серия получилась ограниченной. В результате выпустить удалось только четыре грузовых паровоза. Это произошло в середине 1950-х годов. Они до сих пор остаются в истории как самые тяжелые, а стало быть, одни из самых мощных.
Паровоз — это то техническое изобретение, которым отечественная наука может по полному праву гордиться.

Источник