Ёптель

это не вероятно, но факт!

Из прошлого: Фаина Раневская.

past Фаина Раневская. Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (урожд. Фанни Ги́ршевна Фе́льдман; 15 августа 1896, Таганрог - 19 июля 1984, Москва) - русская и советская актриса театра и

Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (урожд. Фанни Ги́ршевна Фе́льдман; 15 августа 1896, Таганрог — 19 июля 1984, Москва) — русская и советская актриса театра и кино.
Биография.
Появилась на свет в богатой еврейской семье. На то время семейство проживало в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины подрастало ещё 4 детей: сестра Белла и 3-е братьев (один из них умер в младенчестве). Мама была домохозяйкой, воспитывала 5-х детей. Папа был влиятельным фабрикантом. Он владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход. Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей. Напротив, она страдала от одиночества. Скорее всего, причиной была чрезвычайная ранимость из-за врождённого недостатка — заикания. Она мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила очень приличное образование. Играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала. После 10 лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на неё увиденный в 13-летнем возрасте спектакль «Вишнёвый сад». Впечатление было настолько большим, что Фаина экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915 Фанни Фельдман уехала в столицу.
Театр.
В Москву приехала налегке — отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Она сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой, Маяковским. Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него. К сожалению, ее не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы ее взяли в один из театров Подмосковья. В «Малаховском летнем театре» смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, ей пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске. Весна 1917 г. принесла ей окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: ее приняли в столичный «Театр актёра». Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография началась из спектакля «Роман», где сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре служила до 1931 г. Потом она перешла в более известный столичный «Камерный театр», где вскоре дебютировала в «Патетической сонате». Через 4 года переходит на работу в театре «Красной Армии», где останавливается до 1949 г. Здесь также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где сыграла главную роль. В самом начале 50-х перешла в «Театр им. Моссовета», где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У нее было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», полностью переписала её и сыграла на свой лад. При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина». Окончила свой театральный путь в «Театре Пушкина», когда-то бывшем «Камерном». С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 г.
Фильмы.
Впервые телезрители увидели ее в роли колоритной госпожи Луазо в драме Ромма «Пышка». Это был 1934 г. Ей даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший спектакль. В общем сыграла в кино не так уж много ролей, но таково уж свойство телевидения, что именно оно делает артиста знаменитым и узнаваемым на всю страну. Сама она очень невысоко ценила работу в кинематографе, ставя его значительно ниже театра. О работе в кинокартинах она говорила, что «деньги съедены, а позор остался». И всё же большинству её поклонников известна именно по работе в кино. В самом конце 30-х сыграла в 3-х картинах, которые сделали ее легендарной. Появилась в ролях супруги во всех этих лентах: в картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» — супругой портного Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где произнесла незабываемую и теперь уже крылатую фразу «Муля, не нервируй меня». В годы войны вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943 работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Анненского. В этой картине снялась с известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, Михаилом Пуговкиным и многими другими узнаваемыми актёрами. А в 1947 на экраны вышла знаменитая комедийная лента «Весна», в которой сыграла свою великолепную Маргариту Львовну. Орлова и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых. В том же году сыграла мачеху в «Золушке» Кошеверовой. Сценаристом картины был Евгений Шварц, обожавший Раневскую. Он позволил ей вставлять свои бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей из всех, сыгранных Фаиной Георгиевной. Да она и сама считала Мачеху своей самой удачной работой. Последняя роль в кино — лента «Сегодня новый аттракцион». Сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Т. к. Фаина Георгиевна на тот момент была уже очень известной, то, конечно же, режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в свой фильм. Получила звание «Народной артистки СССР» и 3 «Сталинские премии». Скончалась в июле 1984 г. в столице от инфаркта, отяжелённого пневмонией. Современники называют ее «королевой второго плана» и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия.
Афоризмы.
Множество высказываний острой на словцо Фаины Георгиевны превратилось в крылатые выражения. Часто она едко подшучивала над окружающими, причём доставалось от неё всем подряд, без учёта рангов и должностей. Но шутила она и над своей очень непростой жизнью. Что касается творческого и сценического псевдонима — Раневская, то и здесь присутствует грустная и в то же время «фирменная» манера актрисы подшучивать во всех ситуациях. Однажды она вместе с коллегой из театра заглянула в банк. Изредка мама в тайне от мужа посылала дочери небольшие денежные переводы. Фаина Георгиевна вспоминает: «Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала: «Денег жаль, зато как красиво они улетают!». «Да ведь Вы Раневская!» — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!». Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, хотя далеко не всё, совсем не всё». Одним из немногих настоящих друзей был режиссёр Соломон Михоэлс. За несколько месяцев до своей кончины она с присущим ей горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»».
Личная жизнь.
Личная жизнь была несчастной. Она никогда не была замужем. Скорей всего, она избегала мужчин из-за немалой психологической травмы, полученной в ранней молодости. Фанни была влюблена в одного из актёров своей труппы. Как ей показалось, он тоже ей симпатизировал. Когда девушка пригласила его в гости, он пришёл, но не один, а с женщиной. И попросил Фаину погулять. С тех пор она и стала избегать всех связей, которые в перспективе могли ей причинить боль.
Не чувствовала себя одинокой совсем недолго. В 60-х годах к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Но вскоре сестра заболела и умерла.
Фаина Раневская осталась совершенно одна. Единственным существом, скрашивающим её одиночество, была дворняжка по кличке Мальчик. После смерти актрисы на её надгробии установили фигурку любимой собачки.
Награды и звания.
«Заслуженная артистка РСФСР» (1937)
«Народная артистка РСФСР» (1947)
«Народная артистка СССР» (1961)
«Сталинская премия» 2 степени (1949) — за исполнение роли жены Лосева в спектакле «Закон чести» А. Штейна
«Сталинская премия» 2 степени (1951) — за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. Сурова
«Сталинская премия» 3 степени (1951) — за исполнение роли фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»
Орден «Ленина» (1976)
2 Ордена «Трудового Красного Знамени» (1950, 1967)
Орден «Знак Почёта» (1947)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Ветеран труда»
Роли в театре. «Летний театр», Малаховка.
1915 — «Тот, кто получает пощёчину» Л. Андреева, пост. И. Певцова — роль без слов
«1-й Советский театр» в Крыму (1918-1924).
«Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка
«Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа
«Чайка» А. Чехова — Маша
«Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая
«Иванов» А. Чехова — Зюзюшка
«Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
«Волки и овцы» А. Островского — Анфиса Тихоновна
«Без вины виноватые» А. Островского — Галчиха
«На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Манефа
«Гроза» А. Островского — Сумасшедшая барыня
«Живой труп» Л. Толстого — Маша
«На дне» М. Горького — Настя
«Ревизор» Н. Гоголя — Пошлёпкина, унтер-офицерская вдова
«Женитьба» Н. Гоголя — Сваха
«Роман» Э. Шелтон — Кавалини
Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925-1931).
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Леди Мильфорд
«Бесприданница» А. Островского — тётка Карандышева
«Дворянское гнездо» (И. Тургенева) — Лаврецкая
«Свадьба» А. Чехова — Змеюкина
«Юбилей» А. Чехова — Мерчуткина
«Гамлет» У. Шекспира — Королева
«Ярость» Е. Яновского — Председатель колхоза
«Чудак» А. Афиногенова — Трощина
«Любовь Яровая» К. Тренёва — Дунька
«Чудеса в решете» А. Толстого — Марго
«Мандат» Н. Эрдмана — Гулячкина
«Камерный театр Таирова».
1931 — «Патетическая соната» Н. Кулиша; пост. А. Таирова — Зинка, проститутка
«Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока — Аврора
«Центральный театр Красной Армии» (1935-1939).
1935 — «Чужой ребёнок» В. Шкваркина — мать
1935 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука — Оксана
1935 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
1936 — «Васса Железнова» М. Горького; реж. Е. Телешева — Васса
1936 — «Слава» В. Гусева — мать
«Беззащитное существо» по А. Чехову — Щукина
«Московский театр драмы (1943-1949)».
1943 — «Молодая гвардия» по A. Фадееву; реж. Н. Охлопков — бабушка Олега Кошевого
1945 — «Лисички» Л. Хелман — Берди
1946 — «Капитан Костров» А. Файко — свояченица
1949 — «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков — жена Лосева
«Театр имени Моссовета» (1949-1955, 1963-1984).
1949 — «Модная лавка» И. Крылова — Сумбурова
1950 — «Рассвет над Москвой» A. Сурова — Агриппина Солнцева
1951 — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского — Манька-спекулянтка
1953 — «Рассказы о Турции» Н. Хикмета — старуха Фатьма Нурхан
1954 — «Сомов и другие» М. Горького — Анна Сомова
1964 — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Марья Александровна
1966 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика; пост. Л. Варпаховского — миссис Этель Сэвидж
1969 — «Дальше — тишина» В. Дельмар; пост. А. Эфроса — Люси Купер
1973 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
1980 — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского; пост. С. Юрского — Филицата
«Московский драматический театр им. А.С. Пушкина» (1955-1963 гг.).
1956 — «Игрок» Ф. Достоевского — Антонида Васильевна
1958 — «Деревья умирают стоя» А. Касоны — бабушка
1960 — «Мракобесы» А. Толстого — Прасковья Алексеевна

past Фаина Раневская. Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (урожд. Фанни Ги́ршевна Фе́льдман; 15 августа 1896, Таганрог - 19 июля 1984, Москва) - русская и советская актриса театра и

past Фаина Раневская. Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (урожд. Фанни Ги́ршевна Фе́льдман; 15 августа 1896, Таганрог - 19 июля 1984, Москва) - русская и советская актриса театра и

past Фаина Раневская. Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (урожд. Фанни Ги́ршевна Фе́льдман; 15 августа 1896, Таганрог - 19 июля 1984, Москва) - русская и советская актриса театра и

past Фаина Раневская. Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (урожд. Фанни Ги́ршевна Фе́льдман; 15 августа 1896, Таганрог - 19 июля 1984, Москва) - русская и советская актриса театра и

past Фаина Раневская. Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (урожд. Фанни Ги́ршевна Фе́льдман; 15 августа 1896, Таганрог - 19 июля 1984, Москва) - русская и советская актриса театра и

.