Ёптель

это не вероятно, но факт!

Из прошлого: Майя Плисецкая.

 

past Майя Плисецкая. Майя Михайловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР - 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) - советская артистка балета, прима-балерина Большого театра СССР с 1948 по 1990

Майя Михайловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) — советская артистка балета, прима-балерина «Большого театра СССР» с 1948 по 1990 год.

Биография.

Родилась в семье актрисы Рахили Мессерер и Михаила Эммануиловича Плисецкого. По материнской линии в роду было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве. В 1932 г. семья перебралась на Шпицберген, где отец сначала был директором «Арктикугля», а затем — консулом СССР. В Шпицбергене 11-летняя Майя впервые появилась на сцене. Она исполняла роль в опере «Русалка». По возвращении в столицу во время отпуска в 1934 г. ее записали в «Московскую хореографическую школу». Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, и главная мечта девочки-подростка была близка к осуществлению. Но страшный 1937 г. перечеркнул все надежды. 1 мая отца арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала «Большого театра», где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Рахиль вместе с грудным братом Майи, Азарием, была сослана в Казахстан, и лишь в 1941 г. ей удалось вернуться в Москву. Другого сына Плисецких, Александра, приютил его дядя Асаф, 12-летнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, в противном случае осиротевшим детям грозил детский дом. Во многом благодаря усилиям тетки, не только пережила эту страшную трагедию, но и нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, учиться и жить дальше. Необыкновенный природный артистизм, гибкость, выразительность, тонкое чувство музыки и ритма юной Плисецкой снискали ей благосклонность педагогов. За день до начала войны состоялся выпускной концерт, 1-й профессиональный дебют будущей примы-балерины.

Первые выступления.

Вместе с матерью и братьями отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, она часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения. В 1942 г. осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 г. с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, была принята в кордебалет «Большого театра», но это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.

Карьера в «Большом театре».

Вся биография тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Вскоре ей стали доверять центральные роли, ко многим заглавным партиям она продвигалась постепенно, от одного женского персонажа к другому. В 1-м же сезоне станцевала Машу в «Щелкунчике», затем Мирту в «Жизели», она была 1-й феей Осени в «Золушке», Китри в «Дон-Кихоте». В «Спящей красавице» сначала исполняла роли фей, постепенно добравшись до Авроры. Особенно запомнились зрителям ее Одетта и Одилия в «Лебедином озере». Вскоре стала прима-балериной «Большого театра», сменив великую Галину Уланову. Другими, не менее яркими ролями прославленной танцовщицы стали ведущие партии в балетах: «Легенда о любви»; «Кармен-сюита»; «Каменный цветок»; «Раймонда»; «Конек-Горбунок»; «Ромео и Джульетта»; «Бахчисарайский фонтан» и др. Зная о тяжелом повседневном труде большинства танцовщиц и изнуряющих балетных тренировках, нетрудно поверить в то, что она не любила эти занятия. По ее собственному признанию, она любила танцевать, вкладывала душу не только в пластику и гармонию движений, но и проживала жизнь своих героинь на сцене. Возможно, именно талант и природный артистизм позволили ей, не доводя себя до физического истощения бесконечными занятиями, так долго оставаться в форме, танцевать до 65 лет и выходить на сцену в 70 лет. Прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер. В т. ч. немало спектаклей она поставила на сцене «Большого театра», исполняя во многих заглавные роли. К сожалению, в конце 80-х г. была вынуждена уйти с главной балетной площадки страны. Причиной стал конфликт с руководством. В 1990 г. Юрий Григорович уволил свою приму вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.

Балеты.

В качестве балетмейстера, сотрудничая с другими хореографами и режиссерами, поставила балеты «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Работала руководителем «Римского театра оперы и балета», а после — «Испанского национального балета». Она сотрудничала с Рудольфом Нуриевым и Роланом Пети, с Михаилом Барышниковым и Морисом Бежаром. Специально для нее были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины.

Фильмы и книги.

Как и всякий талантливый человек, не ограничивала свою творческую деятельность одним видом искусства, хотя балет был ее жизнью. Она снялась во многих лентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера. О жизни и судьбе балерины снято несколько док. фильмов, а сама она написала и издала серию мемуаров, где описала свою жизни откровенно и беспристрастно. На всех фото выглядит сильной, яркой и дерзкой. Несмотря на средний рост, она всегда казалась чуточку выше других благодаря прекрасной осанке и гордой посадке головы. Такой она и была в жизни, судьбе не удалось сломить эту женщину, которая и в 70 лет выходила на сцену с грацией юной девушки. Возраст — таланту не помеха, и Майя доказала это с блеском. На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий, в т. ч. и зарубежных. Ей принадлежит немало интересных высказываний, ставших крылатыми фразами. Так, в своих мемуарах она упоминала о Пьере Кардене как о лучшем, по ее мнению, дизайнере, а на вопрос о том, как ей удается сохранять прекрасную фигуру, с юмором отвечала, что просто жрать надо меньше. И никаких вам зверских диет.

Личная жизнь.

1-м мужем стал балетмейстер Марис Лиепа, но, этот союз продлился всего 3 месяца.
2-го супруга, композитора Родиона Щедрина, встретила на вечере у Лили Брик, роковой музы Владимира Маяковского. Встречаться они начали спустя 3 года, а в 1958 г. поженились и прожили вместе более полувека. Детей у пары не было, поскольку Майя сознательно отказалась от материнства, полагая, что оно поставит крест на ее карьере балерины. Любовь к балету оказалась сильнее.

Смерть.

Прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие. Ее талант и вклад в историю русского балета бесценны. Дата смерти — 2 мая 2015 г. Она умерла в одной из ведущих мюнхенских клиник, на 90-м году жизни. Официальная причина смерти — сердечный приступ. Ей посвящен памятник в Москве, открытый в ноябре минувшего года, в день ее рождения. Также на доме близ сквера, названного в ее честь, установлена памятная доска. Там же находится граффити, на котором она изображена в образе умирающего лебедя. Но могилы нет ни в Москве, ни в Мюнхене. Она завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.

Признание и награды.

 

«Герой Социалистического Труда» (19 ноября 1985) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (1 из 5 женщин наряду с Ириной Антоновой, Галиной Вишневской, Галиной Волчек и Валентиной Матвиенко)
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) — за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
3 ордена «Ленина» (27 октября 1967, 25 мая 1976, 19 ноября 1985)
«Заслуженный артист РСФСР» (1951)
«Народный артист РСФСР» (1956)
«Народный артист СССР» (1959)
«Ленинская премия» (1964)
«Золотая медаль Парижа» от мэра города Жака Ширака (1977)
Орден «Почётного легиона» (Франция)
кавалерский крест (1986),
офицерский крест (2012)
Командор ордена «Искусств и литературы» (Франция, 1984)
Большой «Командорский крест» ордена «За заслуги перед Литвой» (2003)
Орден «Изабеллы Католической» (Испания, 1991)
Командор ордена «Великого князя Литовского Гядиминаса»
Орден «Барборы Радвилайте» (Вильнюс, Литва, 2005)
Орден «Восходящего солнца III степени» (Япония, 2011)
Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша)
Медаль «Про Финляндия» (1968)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991)
Медаль «Моцарта» «ЮНЕСКО» (2005)
«Доктор Сорбонны» (1985)
Почётный профессор «Московского государственного университета» (1993)
3-е место в опросе «Человек года» в области науки, культуры и искусства, проводимом фондом «Общественное мнение» (2000)
Почётный доктор «Венгерской академии танца» (Будапешт, 2008)
1-я премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета «II Всемирного фестиваля молодежи и студентов» в Будапеште (1949)
Премия «Анны Павловой» «Парижской академии танца» (1962)
Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года)
Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия)
Премия «Триумф» (2000)
Премия «Российский Национальный Олимп» (2000)
Премия «Национальная гордость России» (2003)
Премия «Принца Астурийского» (2005, Испания)
«Международная Императорская премия Японии» (2006)
Премия имени «Витторио де Сика» (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009)
Премия журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009)
Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)
«Почётный гражданин Испании»
В честь Майи Плисецкой названы.
Сорт пионов, выведенный в 1963 г.
Астероид (4626) «Плисецкая», открытый 23 декабря 1984 г. астрономом «Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной» (астероиду 4625, открытому в 1982 г. тем же первооткрывателем, было дано имя (4625) Щедрин).

Отражение в культуре.

Бразильские граффити-художники Эдуардо Кобра и Агналдо Брито посвятили одну из своих работ Майе Плисецкой. Портрет (длина — 16 м, ширина — 18 м) находится на стене дома по адресу: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 16, корп. 2.

Репертуар. «Большой театр».

1945 — Осень, «Золушка» Р. Захарова
1955 (на сцене филиала) — Сюимбике, «Шурале» Л. Якобсона
1960 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» А. Радунского
1956 — Лауренсия «Лауренсия»
1960 — Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» Ю. Григоровича.
1964 — Жар-птица, «Жар-птица»
1965 — Мехменэ Бану, «Легенда о любви» Ю. Григоровича
1967 — «Прелюдия» на музыку И.С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина
1967 — Кармен, «Кармен-сюита» А. Алонсо
1972 — Анна Каренина, «Анна Каренина», пост. М. Плисецкой совместно с Н.И. Рыженко и В.В. Смирновым-Головановым
1980 — Чайка, Нина Заречная, «Чайка»
1985 — Анна Сергеевна, «Дама с собачкой», художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена

На других сценах.

1973 — «Гибель розы», балетмейстер Р. Пети
1976 — «Айседора», балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», «Театр Ла Монне», Брюссель
1978 — «Леда», «Болеро», балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», «Театр Ла Монне», Брюссель
«Федра» С. Лифаря, Балет «Нанси»
1991 — «Астурия» на муз. Альбениса; «Мария Стюарт», хор. Х. Гранеро
1992 — «Безумная из Шайо», хор. Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж
1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 г., балетмейстер М. Бежар, «Дворец Шайо», Париж

Фильмография.

1951 — «Большой концерт»
1953 — «Мастера русского балета», фильм-балет — Зарема, «Бахчисарайский фонтан»)
1957 — «Лебединое озеро» кинофильм-балет
1959 — «Хованщина», фильм-опера — Персидка
1961 — «Конёк-Горбунок», фильм-балет — Царь-девица
1967 — «Анна Каренина» — Бетси Тверская
1969 — «Чайковский» — Дезире Арто
1969 — «Новогоднее похищение», фильм-концерт — балерина
1974 — «Анна Каренина», фильм-балет — Анна Каренина
1976 — «Фантазия» — Полозова
1977 — «Болеро», Айседора (Поэзия танца) (телеэкранизация-балет)
1978 — «Кармен-сюита», фильм-балет — Кармен
1987 — «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая», док. фильм
2005 — «Ave Майя», док. фильм
2005 — «Стихия по имени Майя», док. фильм

Мемуары.

Плисецкая М. «Я, «Майя Плисецкая». — М.: «Новости», 1994. — 496 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-7020-0903-7.
Плисецкая М. «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах». — М.: «АСТ», «АСТ Москва», «Новости», 2007. — 250 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-17-045344-3.
Плисецкая М. «Читая жизнь свою…» — М.: «АСТ», «Астрель», 2010. — 752 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-068256-0.

past Майя Плисецкая. Майя Михайловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР - 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) - советская артистка балета, прима-балерина Большого театра СССР с 1948 по 1990

past Майя Плисецкая. Майя Михайловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР - 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) - советская артистка балета, прима-балерина Большого театра СССР с 1948 по 1990

past Майя Плисецкая. Майя Михайловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР - 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) - советская артистка балета, прима-балерина Большого театра СССР с 1948 по 1990

past Майя Плисецкая. Майя Михайловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР - 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) - советская артистка балета, прима-балерина Большого театра СССР с 1948 по 1990

past Майя Плисецкая. Майя Михайловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР - 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) - советская артистка балета, прима-балерина Большого театра СССР с 1948 по 1990

Источник