
Николай Петрович Кара́ченцов (род. 27 октября 1944, Москва) — советский и российский актёр театра и кино.
Биография.
Воспитывался в творческой семье. Отец Петр Яковлевич был «Заслуженным художником РСФСР» и длительное время трудился в знаменитом журнале «Огонёк». А мать Янина Евгеньевна Брунак работала балетмейстером-постановщиком в престижных театрах Москвы и нередко помогала ставить спектакли в известных театрах по всей стране. Не мудрено, что унаследованные родительские гены проявились у него еще в школьные годы. Активно участвовал в конкурсах художественной самодеятельности, а в старших классах стал участником группы «Актив» при детском театре. По окончанию школы колебался с выбором будущей профессии, но все же остановился на театральном вузе, решив связать свою судьбу с театром и кино. В 1963 г. поступил в «Школу-студию МХАТ», которую с отличием окончил в 1967 г. Он вошел в 10-ку лучших студентов-выпускников и по распределению попал в театр «Ленинского комсомола», которому посвятил всю свою жизнь.
Театр.
Талантливый и импульсивный Николай Караченцов создавал на театральной сцене неповторимые образы. Его игра завораживала. Завоевать любовь и признание зрителей он сумел мгновенно.
Первыми театральными работами были спектакли, которые до ухода из «Ленкома» ставил Анатолий Эфрос. Это «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино» и «Прощай, оружие!». С первых выходов на сцену Караченцова театралы поняли, что взошла новая звезда, яркая и удивительная. С приходом в «Ленком» в начале 1970-х Марка Захарова жизнь в театре начала бить ключом. Главный режиссёр сразу оценил масштабы таланта Караченцова. После 1-го спектакля «Автоград 21» он доверил ему звёздную роль — Тиля Уленшпигеля в постановке «Тиль». Спектакль произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Кажется, его увидело пол-Москвы. Он в образе Тиля — хулиган, отчаянный бунтарь, шут — превратился в кумира молодёжи 70-х. Эта роль принесла ему репутацию универсала. Ведь он оказался и певцом, и мимом, и акробатом. Из репертуара «Ленкома» спектакль «Тиль» сняли лишь в 1992. Огромным успехом пользовалась и следующая постановка — рок-опера Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Премьера состоялась в 1976. И снова удача. Спектакль шел в «Ленкоме» до 1993 г. Он сыграл главаря рейнджеров и Смерть. Но самой известной театральной работой звезды считают роль в легендарной рок-опере «Юнона и Авось». На длительное время спектакль стал визитной карточкой театра. Премьера состоялась летом 1981. Елена Шанина и Николай Караченцов сыграли главных героев — Кончиту и графа Резанова. Рок-опера имела такой успех, что ею был очарован знаменитый Пьер Карден. Он представил спектакль французской публике. После парижского театра «Эспас Карден» «Юнона и Авось» отправились в грандиозный гастрольный тур по всему миру. Он становится звездой «Ленкома». Он сыграл десятки главных ролей в мюзиклах, драмах, комедиях и рок-операх. Спектакли «Оптимистическая трагедия», «Диктатура совести», «Школа для эмигрантов» и «Чешское фото» были настолько прекрасны, что театралы всей страны считали своим долгом увидеть их. Почти за 30 лет творческой деятельности ему удалось получить статус ведущего актёра современности. Последними театральными работами были роли в спектаклях «Шут Балакирев» и «Город миллионеров».
Фильмы и музыка.
Впервые появился на экране в конце 1960-х. Но по-настоящему кинематографическая биография началась после триумфа постановки «Тиль», превратившей его в звезду. В 1975 г. вышла психологическая драма Виталия Мельникова «Старший сын», в которой главных персонажей сыграли Евгений Леонов, Михаил Боярский, Светлана Крючкова и Наталья Егорова. Роль старшего сына досталась ему. Фильм и сегодня с удовольствием смотрят и пересматривают миллионы зрителей по всему миру. А тогда он просто «влюбил» в себя зрителей и принёс главному актёрскому составу невероятную славу. Со 2-й половины 1970-х — один из наиболее востребованных актёров советского кино. Он с успехом снимается в самых разных жанрах и амплуа. Зрители без ума от каждого его появления на экране. Но особенно популярными оказались ленты «Собака на сене», «Благочестивая Марта», «Приключения Электроника», «Трест, который лопнул», «Белые росы», «Человек с бульвара Капуцинов», «Светлая личность» и «Дежа Вю». Из последних работ актёра на экране примечательны вошедшие в моду сериалы «Петербургские тайны», «Королева Марго», «Досье детектива Дубровского» и «Тайны дворцовых переворотов». Фильмография — это более 100 картин. Увлечением всей жизни было пение, которым он занимался, несмотря на загруженный график. На фестивале актерской песни Андрея Миронова всегда состоял в судейской комиссии, при этом сам исполнял множество песен для широкой аудитории. Он неоднократно озвучивал роли Жана-Поля Бельмондо в зарубежных кинолентах. А в отечественном кино песни Караченцова становились своеобразной визитной карточкой художественных картин. Хитами певца можно назвать песни «Кленовый лист», «Леди Гамильтон», «Мне снился сон», «Архангел Михаил», «Патриаршие пруды». Песня «Что тебе подарить», исполненная Караченцовым и Ириной Уваровой покорила миллионы сердец. Но «золотым» хитом на долгие годы стала песня «Я тебя никогда не забуду» в исполнении Николая Караченцова и Анны Большовой. Ольга Кабо сыграла роль «Леди Гамильтон» в клипе на одноименную песню Николая Караченцова. А позже записала с ним 2 песни — «Улица случайная» и «Сценарист». В 2014 г. в «Ленкоме» был проведен юбилейный вечер Николая Караченцова, в котором приняли участие множество его коллег по сцене. В этом же году в «Московском Доме книги» был проведен творческий вечер артиста, посвященный выпуску двойного компакт-диска «Лучшее и неизданное».
Авария.
Ночью 28 февраля 2005 г. автомобиль актера Николая Караченцова попал в страшное ДТП. Тогда он спешил со своей дачи в Москву, взволнованный известием о смерти тещи Надежды Поргиной. В результате обледенелая дорога, непристегнутые ремни безопасности и превышенная скорость авто артиста привели к ужасной аварии, в результате чего он получил серьезную черепно-мозговую травму. В клинике ему экстренно были сделаны трепанация черепа и операция на головном мозге, после чего его перевели в «Институт Склифосовского». Там он пролежал в коме почти месяц, но усилия врачей увенчались успехом: он пошел на поправку. Длительный процесс восстановления позволил звезде вернуться к жизни. В 2007 г. стал участником гала-концерта «Звезды сошли с небес…», на котором он презентовал диски с собственным репертуаром. В то время его пришли поддержать на сцене многие его звездные друзья, в числе которых Михаил Боярский, Александр Маршал, Олег Газманов, Лайма Вайкуле. Но после аварии ему так и не удалось полностью восстановить речь и движения, поэтому продолжать актёрскую карьеру он не смог. В 2011 г. проходил курс реабилитации в Израиле. 24 июня 2012 г. некоторые СМИ сообщили о смерти великого артиста, чем шокировали не только поклонников, но и его друзей и коллег по «Ленкому». Как оказалось, шокирующее известие о кончине актёра было спровоцировано информацией о резком ухудшении здоровья. Нерадивые журналисты, жаждущие сенсации, придумали «утку» о смерти, взбудоражив тысячи людей. В 2013 г. прошёл курс лечения в ведущих клиниках Пекина. В октябре 2016 «Московский фонд мира» наградил его золотым Орденом «Служение искусству». Спустя ровно 12 лет, 27 февраля 2017 г., снова попал в серьезное ДТП. Принадлежащей его жене автомобиль «Toyota Highlander» столкнулся с «Газелью» в Подмосковье. Авария произошла на улице Пушкина в коттеджном поселке Загорянский. После столкновения с «Газелью» авто, в котором находился Караченцов, перевернулось, а актера пришлось экстренно госпитализировать в ближайшую клинику — у него диагностировано сотрясение мозга.
Личная жизнь.
Своеобразная красота Николая Караченцова сразила наповал многих женщин. С первого взгляда он мог не понравится, но когда выходил на сцену, то равных ему не было. В него было сложно не влюбиться. Случилось это и с Людмилой Поргиной, молодой актрисой «Ленкома». На момент знакомства с Карченцовым она была замужем за каскадёром Виктором Корзуном. Но какое это имело значение, если она поняла, что в её сердце поселилась настоящая любовь Пара узаконила свои отношения в 1975 г. Этот брак оказался крепким и долгим. Личная жизнь сложилась также успешно, как и карьера. В 1978 г. у него родился сын Андрей, который не пошел по стопам родителей и стал адвокатом. Ему приписывали множество романов. Его женщинами называли многих известных актрис. До встречи с Людмилой Поргиной у него был роман с коллегой Светланой Савеловой. Потом ходили слухи о связи артиста с Ольгой Кабо, танцовщицей Мариной Ширшиковой и Ириной Грибулиной. Но правда это или домыслы жаждущих сенсаций журналистов — известно лишь самому Николаю и его жене. Как бы там ни было, но пара вместе уже 4 десятилетия. За всю карьеру старался избегать актерских тусовок, но никогда не отказывался от весёлых компаний в тесном семейном кругу. В отличие от повышенной требовательности к собственному творчеству, в быту отличался особой непритязательностью. Любимым видом спорта для него всегда был теннис. В настоящее время у него есть 3-е внуков: Пётр, Янина и Ольга. Сегодня его окружают и поддерживают друзья молодости, в число которых входят Инна Чурикова, Борис Чунаев, Максим Федоров, Марина Ширшикова и Рустам Неврединов.
Творческая деятельность. Роли в театре «Ленком».
1967 — «Дым отечества» К. Симонова — Шурка Басаргин
«Прощай, оружие» по Э. Хемингуэю (реж. А. Гинзбург, О. Чубайс) — Солдат
«Золотой ключик» А. Толстого; постановка С. Штейна — Кот Базилио
«Суджанские мадонны» — Колька
«В день свадьбы» В. Розова; постановка А. Эфроса — Женя
«Мольер» по М. Булгакову — Шарлатан с клавесином, брат Силы
1972 — «Вера, Надежда, Любовь» А. Арбузова; постановка В. Монахова — Данила
1973 — «Колонисты» по А. Макаренко; постановка Ю. Мочалова — Карабанов
1973 — «Автоград 21»; постановка М. Захарова — хор
1974 — «Музыка на 11-м этаже» И. Ольшанского; постановка В. Монахова — Костя
1974 — «Тиль» Г. Горина по Ш. де Костеру; постановка М. Захарова — Тиль Уленшпигель
«Конец Хитрова рынка»; постановка В. Монахов и В. Всеволодова — Сеня Булаев
1976 — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» рок-опера А. Рыбникова по поэме Пабло Неруды; постановка М. Захаров) — Смерть и Главарь рейнджеров
«Гамлет» У. Шекспира; постановка А. Тарковского — Лаэрт
1979 — «Жестокие игры» А. Арбузова; постановка М. Захарова — Миша Земцов
1981 — «Юнона и Авось» рок-опера А. Рыбникова по поэме А. Вознесенского; постановка М. Захарова — граф Резанов
1983 — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского — Алексей
«Страх и отчаяние в Третьей империи» Б. Брехта — Штурмовик и Молодой рабочий
1986 — «Диктатура совести» М. Шатрова; постановка М. Захарова — Карбышев
1990 — «Школа для эмигрантов» — Серж
1992 — «…Sorry» А. Галина; постановка Г. Панфилова — Юрий Звонарёв
1995 — «Чешское фото» А. Галина; постановка А. Галина — Лев Зудин
2001 — «Шут Балакирев» Г. Горина; постановка М. Захарова — Меншиков
2004 — «Город миллионеров»; постановка Р. Самгина — Доменико Сориано
Работы на телевидении.
1970 — «Боян Чонос» (телеспектакль) — Коста-Лазар
1974 — «Пир во время чумы» (телеспектакль); постановка М. Захарова — Председатель Вальсингам
1976 — «В одном микрорайоне» (телеспектакль) — Валера Серёгин (в титрах — Караченцев)
1976 — «Волшебный фонарь» (телеспектакль) — Вдова, парижанин
1980 — Бенефис Татьяны Дорониной — Орфей, Цыган, Синдбад-мореход, Граф-жестянщик, Кай
1996 — «Любовь великих» (телеспектакль)
2002 — «Сладкий сон мой» (телеспектакль) — Викентий Витольдович Ларго




