Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Портрет Амбруаза Воллара», Пабло Пикассо

«Портрет Амбруаза Воллара», Пабло Пикассо 1910г. Холст, масло. Размер: 125×92 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Данный портрет является подлинным шедевром

1910г. Холст, масло. Размер: 125×92 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Данный портрет является подлинным шедевром так называемого аналитического кубизма. Амбруаз Воллар был одним из величайших арт-дилеров ХХ столетия, в разные годы он поддерживал Сезанна, Ван Гога, Ренуара, Гогена и Матисса. Под его «крыло» попал и Пикассо после того, как художник переселился в Париж и начал активно работать.
Воллар занимался продажей картин «голубого» и «розового» периодов, но довольно скептически и с большой осторожностью относился к кубистическим работам Пикассо. Позже, когда художник вернулся к фигуративной живописи, арт-дилер сделал ему очень заманчивое предложение. В обмен на несколько картин Ренуара и Сезанна художник изготовил 100 офортов, по большей части мифологически-эротических, объединенных в так называемую «Сюиту Воллара». Работа над ними заняла у Пикассо семь лет и была окончена в 1937 году, еще два года ушло на то, чтобы напечатать 230 полных экземпляров серии. Однако в 1939 году Воллар погиб в автокатастрофе, а начало Второй Мировой войны отложило окончательный выпуск «сюиты» еще на десяток лет.
В картине присутствует несомненное портретное сходство с моделью, отразившееся в передаче тяжеловесной медлительности Воллара, его прикрытых тяжелыми веками глазах, в жесткой линии сжатого рта, широком перебитом носе, высоком лбе. Все детали образуют однородную кристаллическую материю и создают на глазах у зрителя напряженный процесс сложения образа, в котором принимает участие и фон.
Каждый из многочисленных планов картины написан так, что воспринимается одновременно находящимся и впереди и позади соседнего. Конструирование формы с помощью почти монохромных дымчатых полупрозрачных плоскостей характерно для аналитического кубизма.
Эти находящиеся в движении частицы-плоскости разомкнуты, каждая из них свободно перетекает в соседнюю, и, наслаиваясь друг на друга, кристаллизуясь на глазах зрителя, они рождают из хаоса первозданной материи новую форму лицо Воллара, являющееся пластическим и смысловым центром композиции. Оно, как магнит, притягивает к себе все элементы, выстраивая фантасмагорию геометрических форм в строгом ритме. Единого источника освещения в картине не существует: каждый из элементов обладает особым, «внутренним» светом, вибрация которого заставляет воспринимать произведение как живописный эквивалент находящегося в непрерывном движении мира и творящего из красочной материи, будто из осколков треснувшего зеркала, неповторимый титанический образ Воллара.

.