Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Портрет мисс Хетти и Мэри Моррис», Гилберт Чарльз Стюарт

«Портрет мисс Хетти и Мэри Моррис», Гилберт Чарльз Стюарт 1795г. Холст, масло. Размер: 94 × 127 см. Частное собрание семьи Моррисов, Уэст-Честер, штат Пенсильвания, США В истории живописи есть

1795г. Холст, масло. Размер: 94 × 127 см. Частное собрание семьи Моррисов, Уэст-Честер, штат Пенсильвания, США
В истории живописи есть много картин с игрой в шахматы. Художникам нравилась сама игра она давала возможность сразу и просто выстроить композицию, поместив в центр доску. Но, главное, сами фигуры и правила игры давали возможность рассказывать о героях картин языком символов и иносказаний. Современному зрителю часто не сразу открывается смысл картин, но, если немного присмотреться, можно увидеть интересные детали.
Картина Гилберта Чарльза Стюарта, находившегося во время работы над полотном на вершине своей славы, является первым произведением американской станковой живописи, изображающим игру в шахматы.
Художник использовал шахматы, чтобы показать характер сестёр: огненный (красные) и спокойный (белые). Он также подчеркнул их характер причёской и позой. Сестра слева, играющая за красных, сидит, уверенно занимая пространство, облокотившись на стол и предоставив полную свободу своей буйной шевелюре. Сестра справа, повелительница белых, как будто пытается быть меньше размером она чуть сутулится, прячет руки, волосы скрывает тюрбаном. Фоном для сестры слева стала колонна, подчёркивающая уверенность девушки; фоном для сестры справа занавес, который словно говорит о её замкнутости, необщительности.
Со слов владельцев картины, из-за высказанных в адрес картины мелких замечаний заказчиками художник Гилбарт Стюарт в ярости разрезал её шпателем. Крупный специалист по творчеству Стюарта Лоуренс Парк считал, что эта версия серьёзного повреждения картины не более, чем семейное предание, а холст преднамеренно и аккуратно был когда-то разрезан, чтобы разделить его на два самостоятельных портрета. Предполагалось также, что это не окончательный вариант, а только эскиз для другой картины, которая так и не была осуществлена. По словам Роберта Морриса, после того, как картина была разрезана художником, два фрагмента её случайно (спустя длительное время) были найдены его дочерью, Джейн Стюарт, в служебной каморке. Она соединила куски вместе. Затем картина ушла к Джеймсу Маркхэму Маршаллу, мужу одной из сестёр, изображённых на ней. Во время пожара в доме Маршаллов холст был спасён и попал в дом их родственницы миссис Маршалл, которая имела туманные представления о его художественной ценности. Туда и явились на следующий день представители Fric Library.
С этой картиной связана почти волшебная история. Дом, где она висела, практически полностью сгорел. Нетронутым огнём был только участок одной из стен. На этом участке и нашли невредимым портрет двух сестёр.
— Хестер «Хетти» Маршалл, урождённая Моррис. Cупруга с 9 апреля 1795 года Джеймса Маркхэма Маршалла (17641848, он был адвокатом, дипломатом и федеральным судьёй в окружном суде округа Колумбия, был утвержден на эту должность Сенатом США 3 марта 1801 года, покинул эту должность 16 ноября 1803 года, младший брат Главного судьи Верховного суда Джона Маршалла). Родилась 30 июля 1774 года, дочь единственного суперинтенданта финансов в истории США, занимавшего данный пост в 17811784 годах, Роберта Морриса Младшего, получившего прозвище «Финансист революции», и Мэри (Уайт) Моррис. Умерла 13 апреля 1817 года.
— Мэри Моррис Никсон. Родилась 24 апреля 1779 года. Дочь Роберта Морриса Младшего и Мэри (Уайт) Моррис. Жена Генри Никсона, сына полковника Джона Никсона (17761840) с 4 марта 1802 года. Дата смерти 10 сентября 1852 года.

.