Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Портрет офицера-кавалергарда», Янош Ромбауэр

«Портрет офицера-кавалергарда», Янош Ромбауэр 1807г. Холст, масло. Размер: 41,5x35 см. Ярославский художественный музей Венгерский живописец Янош Ромбауэр часто писал русских дворян. Он приехал

1807г. Холст, масло. Размер: 41,5×35 см. Ярославский художественный музей
Венгерский живописец Янош Ромбауэр часто писал русских дворян. Он приехал в Россию в 1806 году и быстро прославился как хороший рисовальщик. Он провел в Петербурге около 18 лет, и за эти годы написал портреты графини Кутайсовой, генерал-майора Сабири, графини Уваровой и многих других знатных людей.
Перед вами портрет юного Петра Карловича Бирона. Камергер, штаб-ротмистр; внук фаворита императрицы Анны Иоанновны и племянник последнего герцога Курляндского был хорошо образован, разговаривал на пяти языках, знал историю. Он служил в кавалерии, и в 1806–1807 годах участвовал в войне четвертой коалиции против Наполеона.
О личности Петра Бирона сохранилось мало свидетельств. В сборнике биографий кавалергардов стоит пометка, что он «имея переломанную ногу, страдает во время дурной погоды сильной ломотой». В процессе службы Бирон однажды долго лечился за границей, а в 1807 году вовсе ушел из армии.
Автор портрета уделил большое внимание костюму героя. При императоре Александре I офицеры-кавалергарды получили новые белые мундиры, которые были скроены как фраки: двубортные, с высокими воротниками. Они назывались «колеты». Их дополняли алым стоячим воротником и обшлагами — отворотами на конце рукава. Каску в это время носили из толстой черной лакированной кожи: она берегла голову от ударов. Головной убор украшали пышным плюмажем из конского волоса.
Ромбауэр выделил костюм героя яркими цветовыми акцентами, а фон написал в нейтральных оттенках. Но, несмотря на сдержанные цвета, пейзажный фон играет здесь важную роль. За спиной офицера виднеются горы и высокое небо.
Мотив масштабной природы — одна из черт романтизма, художественного течения конца XVIII-начала XIX века. Романтиков привлекали сильные страсти и стихии, всё необычное, неизведанное. В романтических портретах художники выявляли особые черты каждого героя, старались уловить чувства своих моделей. Янош Ромбауэр вдохновлялся идеями романтизма: хотя Пётр Бирон показан в портрете серьёзным военным, автору удалось передать хрупкость юноши, его тонкие черты, внимательный взгляд.

.