1880г. Пастель, карандаш, картон. Размер: 54х45 см. Музей Ван Гога, Амстердам
Гениальные художники конца XIX века, как правило, были друг с другом знакомы. Ван Гог и Тулуз-Лотрек — не исключение. Пастельный портрет Ван Гога, в три четверти показывает волевой характер художника. Уже в этой ранней работе французский художник проявил себя талантливым портретистом и тонким психологом эти качества не раз подтвердит все последующее творчество художника.
Тулуз-Лотрек создал один из самых известных портретов голландца без приписки «авто». Ван Гог, изображенный в профиль, сидит в одиночестве за столиком. Взгляд его почти не прорисованных глаз читается на удивление четко: художник задумчив, сосредоточен, мысли его блуждают не по стенам ресторанчика, а по закоулкам собственного внутреннего мира.
«Особенность этого портрета заключалась в том, что Лотрек заимствовал у Винсента технику раздельного штриха, которая позволяет гораздо лучше, чем тщательные анализы импрессионистов, передать схваченное на лету движение. Эта техника настолько пришлась Лотреку по душе, что он сразу же взялся еще за одну работу, в которой сочетались эстетическое влияние Ван Гога и духовное воздействие Брюана. Для этой весьма натуралистичной картины «Похмелье, или Пьяница». Винсент проявлял к этому полотну живой интерес ведь в нем так отчетливо сказывалось его влияние».
Из книги А.Перрюшо «Жизнь Тулуз-Лотрека»