Ёптель

это не вероятно, но факт!

Призвали «кашку» из запаса

Призвали «кашку» из запаса Во флотский строй возвращается транспортно-штурмовой вертолёт, созданный в семидесятых годах прошлого века«Не было бы счастья, да несчастье помогло!» Эта старая

Во флотский строй возвращается транспортно-штурмовой вертолёт, созданный в семидесятых годах прошлого века
«Не было бы счастья, да несчастье помогло!» Эта старая русская поговорка вполне соответствует перипетиям судьбы вертолёта Ка-29. Процесс реформирования военно-морской составляющей российского оборонного потенциала предусматривает формирование в составе каждого военного флота отдельных десантно-транспортных вертолётных отрядов в составе нескольких Ка-29, которые будут участвовать в морских десантных операциях, поддерживать транспортировку грузов между кораблями и берегом.
«Двадцать девятый» тоже герой
Универсальную боевую винтокрылую машину для десантных операций в своё время решили сделать на базе Ка-27, который предназначался для борьбы с подводными лодками противника и проведения спасательных операций на море. Даже «двадцать девятым» вертолёт стал не сразу, сначала его назвали Ка-27ТБ. Именно так он обозначен в проектной документации, по которой начиналась его разработка в 1973 году под руководством главного конструктора Сергея Фомина. Первый опытный экземпляр новой машины поднялся в небо летом 1976 года. В мае 1979 Ка-29 был рекомендован для запуска в серию. Но серийный выпуск «двадцать девятых» начался через пять лет. Ими предполагалось оснащать большие десантные корабли проекта 1174, кроме того, «двадцать девятые» должны были войти в состав авиагрупп советских авианесущих крейсеров, в том числе перспективных.
Вертолёт Ка-29 — универсальная транспортно-боевая машина, построенная по схеме с двумя соосными винтами. Цельнометаллический фюзеляж — типа «полумонокок». Этот соосный вертолёт имеет минимально возможные геометрические размеры.
Для базирования на кораблях он оснащён системой складывания лопастей несущих винтов, а также специально спроектированным шасси для взлёта и посадки на качающуюся палубу. В сложенном походном положении лопасти винта практически вписываются в габариты планера по длине, высоте и ширине. В связи с этим у «кашки» отсутствуют проблемы с базированием на кораблях. В носовой части машины между первым и четвёртым шпангоутами силового набора находится кабина пилотов. За ней скомпонована грузовая кабина. Её пол и силовой набор образуют отсеки, в которых находятся баки с горючим. Отсек между четвёртым и четырнадцатым шпангоутами является бомболюком, но в нём может быть установлен дополнительный бак. Внутри хвостовой балки «двадцать девятого» находится оборудование, снаружи к ней крепится оперение — 2 киля и стабилизатор. Шасси четырёхколёсное, неубирающееся. На Ка-29 установлены 2 турбовальных двигателя ТВ3-117КМ. Моторы имеют 12-ступенчатый компрессор и двух ступенчатую турбину, развивают номинальную мощность в 1 700 лошадиных сил. Крутящий момент на винты передаётся редуктором, от которого также приводятся в действие гидронасосы и генераторы. Двигатели «двадцать девятого» запускаются пневматическим стартёром, воздух для которого нагнетает вспомогательный газотурбинный двигатель АИ-9. Трёхлопастные винты Ка-29 — стеклопластиковые. Система управления — с гидроусилителями. Вертолёт оснащён автоматической системой пожаротушения и ручными огнетушителями для тушения возгораний в кабинах. Кабины и остекление Ка-29 обогреваются воздухом, отводимым от правого двигателя.
Экипаж вертолёта состоит из двух человек: пилота и штурмана-оператора. Кабина Ка-29 имеет бронезащиту по стандарту штурмовых вертолётов от пуль калибра 7,62 мм. Пилотажный комплекс ПКВ-252, в состав которого входит автопилот, позволяет осуществлять полуавтоматическое управление вертолётом. Навигационный комплекс «двадцать девятого» — НКВ-252 включает радиокомпас, систему навигации по радиомаякам, допплеровский измеритель скорости и радиовысотомер.
Машина берёт на борт до 2 тонн груза или до 4 тонн на внешнюю подвеску. Надо заметить, что её сухопутный собрат Ми-8 берёт только 3 тонны груза на подвеску.
Кстати, «кашка» вполне убедительно выглядит и в сравнении с американскими вертолётами схожего предназначения. В качестве вертолёта для высадки и огневой поддержки морского десанта, Ка-29 во время своего создания не имел аналогов. В корпусе морской пехоты США сейчас основным средним транспортным вертолётом является UH-1Z — модернизация «Ирокеза». Он, при схожести большинства характеристик, несколько превосходит «кашку» по дальности полёта, но сильно уступает по вооружённости. Штурмовые возможности Ка-29 сопоставимы уже с ударным вертолётом AH-1Z Viper, который состоит на вооружении корпуса морской пехоты США.
Не было бы счастья, да «Мистрали» помогли
Но чем же конкретно вызвано возвращение в боевой строй этого винтокрылого морского «старичка», который в серийное производство был выпущен ещё в 1984 году
Об этих авиамашинах, которые после сокращения состава флотов практически полностью поставили на хранение, предметно вспомнили после того, как с Францией был заключён контракт на поставку российскому ВМФ двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль». Планировалось, что УДК будут нести на своём борту до 16 вертолётов. Их численность и состав предусматривали вариантность в зависимости от поставленных задач. Для новых десантных кораблей планировалось сформировать две авиагруппировки — примерно по три десятка вертолётов Ка-52К «Катран» и Ка-29. Это позволяло формировать резерв для оперативной ротации машин на случай ремонта или замены при потере в результате боевых действий или аварии. При этом учитывалась современная экспертная оценка лётных качеств Ка-29, созданного специально для флотских нужд и не требующего особой переделки для «мистрального» варианта применения.
Безусловно, годы, проведённые на площадках хранения, сказались не в лучшую сторону: «боевые улитки», как называли эти боевые авиамашины моряки, нуждались в капремонте. И он был детально организован. На «кашках» отремонтировали колонки несущих винтов, двигатели и редукторы. И сами машины в этом процессе были кардинально дооборудованы: получили современное вооружение и радиоэлектронный бортовой компонент.
И хотя «мистральный» контракт с Францией сорвался из-за «карательных» санкций Запада, проверенные практикой и временем «кашки» вошли в состав флота в неплохо модернизированном состоянии. По авторитетным экспертным оценкам теперь Ка-29 способен оказать морскому десанту поддержку огнём в сложных погодных условиях днём и ночью. Грузовой отсек «боевой улитки» вмещает 16 морских пехотинцев в полном снаряжении и со штатным оружием. При необходимости он может стать и санитарным транспортом: на его борту можно эвакуировать десяток раненых, включая четырёх тяжёлых на носилках. Применение этих вертолётов на масштабных тактических учениях последних лет показало, что по транспортным и огневым функциям в кратковременных операциях они по некоторым показателям превосходят другого испытанного винтокрылого «старичка» — «летающую БМП» Ми-24.
К примеру, соосный Ка-29 превзошёл армейский боевой вертолёт Ми-24 по вертикальной перегрузке и статическому потолку. Больше того, боекомплект и бортовой залп «кашки» сопоставим с новейшими Ми-28 и Ка-52. У этой вертушки есть управляемое и неуправляемое ракетное, стрелково-пушечное и бомбардировочное вооружение.
В арсенале Ка-29 — четырёхствольная подвижная пулемётная установка калибра 7,62, которой в бою управляет штурман-оператор. На левом борту фюзеляжа установлена 30-мм пушка 2А42, аналогичная применённой на Ка-50 и БМП-2. Её боекомплект — 250 выстрелов. Наведение на цель пушки производит пилот при помощи прицела АСП-17ВК. В отличие от прицела К-10Т он сопряжён с лазерным дальномером, а баллистический вычислитель автоматически вырабатывает углы упреждения, в том числе и на движение цели. Простая техника пилотирования Ка-29 соосной схемы в сочетании с низким уровнем вибраций способствует достижению минимально возможных ошибок прицеливания пилота и величины начального рассеивания средств поражения при стрельбе из пушек и пусках НАР. Только соосная винтокрылая авиационная платформа позволила разместить и успешно применять лазерный дальномер с неподвижной осью визирования. При высадке десанта в проёмах грузовых дверей десантники могут устанавливать пулемёты. При необходимости теперь контейнерным способом могут быть установлены пушки ГШ-23Л калибром 23 мм. Система прицеливания позволяет обнаруживать, распознавать цели и наводить на них ракеты. В арсенале вертолёта появились противотанковые комплексы «Штурм-Б», снаряжённые сверхзвуковыми управляемыми ракетами «Атака» и «Кокон» с дальностью пуска до 5 км и наведением по радиоканалам. Также возможна подвеска блоков неуправляемых ракет С-5 калибра 57 мм (количеством до 128 ракет) либо С-8 калибра 80 мм (до 80 ракет). Кроме того, машина может нести авиационные зажигательные бомбобаки, ёмкостью в полтонны каждый.
«Боевая улитка» впереди системы всей
При этом камовская машина — хороший и проверенный временем транспортный вертолёт. Его возможности эффективно могут применяться при переброске грузов или личного состава между кораблями, при десантных операциях с высадкой на побережье и оперативной доставкой десанту подкрепления и боеприпасов. По своему вооружению весьма эффективен Ка-29 и в штурмовой поддержке действий морской пехоты. При необходимости эти машины могут войти в состав авиагрупп боевых кораблей. Что и было продемонстрировано в ходе недавних масштабных командно-штабных учений «Запад-2021», учений постоянной группировки ВМФ России в Средиземном море и корабельных групп Тихоокеанского флота.
Как считают специалисты морской авиации, оптимальный состав отдельных вертолётных отрядов Ка-29 каждого из военных флотов составит от четырёх до восьми боевых машин. Представители ВПК высказывают уверенность, что сегодня есть возможность модернизировать ещё некоторое количество этих универсальных машин, востребованных развитием флотских структур. Возвращаемая в боевой строй морской авиации «кашка» эффективна при высадке десанта и групп спецназа, патрулировании акватории. Причём переоборудование этого вертолёта из транспортного в боевой и наоборот осуществляется в корабельных условиях. Ка-29 можно отправлять в дальние походы на больших противолодочных кораблях проекта 1155, которые в своё время хорошо показали себя в антитеррористических действиях против морских пиратов. Кроме того, этими вертолётами целесообразно вооружить патрульные корабли проекта 22160 типа «Дмитрий Рогачёв» и новые фрегаты, имеющие вертолётные палубы. Возможности Ка-29 успешно могут быть реализованы и в арктических оборонных проектах. Несомненно, что эта, выдержавшая испытание временем, боевая винтокрылая машина остаётся востребованной благодаря удачному сочетанию её огневой мощи, транспортным характеристикам и уникальным возможностям морского десантного средства.
Прямая речь
«Ка-29 — немного недооценённая, но очень мощная машина. Вертолёт отлично ведёт себя в воздухе. Он очень устойчивый — это связано с тем, что у него кабина шире на 50 сантиметров за счёт новой компоновки. И видимо поэтому этот вертолёт показывает более высокие характеристики устойчивости и управляемости. То есть он, как «утюг», стоит в воздухе. На скорости 270-290 км/ч без всякой тряски очень хорошо идёт. Он почти такой же скоростной получился, как Ми-2».
Александр Чередниченко, лётчик-испытатель 1-го класса АО «Камов».

.