Ёптель

это не вероятно, но факт!

Прощальный подарок СССР: Причиной аварий американских истребителей F-35 мог стать советский «троянский конь»

Прощальный подарок СССР: Причиной аварий американских истребителей F-35 мог стать советский троянский конь Если эта версия подтвердится, то весь парк самолётов пятого поколения может оказаться

Если эта версия подтвердится, то весь парк самолётов пятого поколения может оказаться под угрозой.
Таинственные аварии
2021 год выдался непростым для американских ВВС. У самолётов-разведчиков в Чёрном море регулярно отказывала электроника, а основной истребитель США и стран НАТО Lockheed Martin F-35 дважды оказался виновником крупных авиационных аварий. Сначала с палубы авианосца Queen Elizabeth упал истребитель королевских ВМС F-35B, затем при попытке приземлиться на авианосец USS Carl Vinson в Южно-Китайском море разбился американский истребитель палубного базирования F-35С. Почти сразу после аварии американские аналитики написали, что последняя машина была потеряна в «исключительно хороших погодных условиях», как бы намекая, что причиной крушения могла стать техническая неисправность.
Эта авария, по мнению аналитиков, напоминает инцидент с истребителем F-35A, произошедший в 2020 году. Тогда при заходе на взлётно-посадочную полосу авиабазы ВВС США Эглин во Флориде истребитель «внезапно ускорился», а пилот не смог погасить высокую посадочную скорость, в результате чего машина была частично разрушена. Вторая основная причина, по мнению американских экспертов, заключалась в том, что рулевые поверхности самолёта просто «взбесились» — они отклонялись в противоположные стороны. Самолёт и пилот, как следует из отчёта ВВС, «быстро рассинхронизировались», поскольку бортовой компьютер скомандовал опустить нос, а пилот отдавал прямо противоположные команды, пытаясь прервать посадку и уйти на второй круг. Почувствовав, что самолёт игнорирует его, пилот катапультировался на малой высоте и получил множественные переломы.
Почему F-35 стоит целое состояние
В рамках программы JSF (Joint Strike Fighter, англ. «Единый ударный истребитель») Пентагон планировал получить три версии машины. Первая — с индексом «А» — предназначалась для ВВС. Вторая — с индексом «В» — задумывалась как версия с укороченным взлётом и посадкой и была особенно перспективной для применения с десантных кораблей Корпуса морской пехоты. Третья и самая технически сложная модификация — F-35C — разрабатывалась как истребитель вертикального взлёта и посадки.
Главная изюминка самолёта — трёхсоставное поворотное сопло, с которым американским инженерам пришлось повозиться. Идея применять такую технологию появилась в США ещё в 70-х, но истребитель Convair Model 200, предложенный ВМС США как основной палубный самолёт, оказался слишком сложен и дорог, поэтому все технологии, созданные для этой техники, надолго отложили в сейф. К тому же у ближайшего союзника уже был похожий самолёт — британский Hawker Siddeley Harrier поступил в войска ещё в 1969 году и формально считается первым серийным СВВП. Эту машину американцы из McDonnell Douglas со временем доработали до версии AV-8B Harrier II и приняли на вооружение. Первый советский СВВП Як-38 поднялся в воздух в 1970 году, а его ультрасовременный «наследник» — самолёт с вертикальным взлётом и посадкой Як-141 — совершил первый полёт в 1987 году, практически в одно время с началом эксплуатации AV-8B Harrier II.
Затем западный мир и Советский Союз вошли в две разные эпохи. Для первых началось время глобального военного доминирования, а в СССР, раздираемом экономическим кризисом, места для технологичной и вооружённой до зубов «вертикалки» не нашлось. В переломный для отечественных авиастроителей момент, когда истребитель ещё не был готов для серийного производства, а деньги на его доработку уже не выделялись, на горизонте появились авиастроители из США. Инженеры из Lockheed решили сравнить советское поворотное сопло со своим и частично профинансировали доводку Як-141 в твёрдой валюте в обмен на доступ к техническим данным и документации по советскому СВВП.
Почему США украли советские разработки
После изучения части советских решений в Lockheed Martin решили радикально изменить конструкцию поворотного сопла 3BSD, и было бы правильнее сказать, что его перепроектировали, то есть «изобрели» заново. Через несколько лет после визита в Россию американцы представили первый прототип F-35B — машины с укороченным взлётом и посадкой, система управления взлётом которой оказалась как две капли воды похожа на советское решение. Расположение отсека с подъёмным вентилятором, хвостовые балки планера были установлены относительно подъёмного двигателя под такими же углами, как в Як-141.
Факт сотрудничества в Lockheed Martin не признали до сих пор, однако бывший пилот палубной авиации ВМС США Генри Саар поясняет, что «сходство двух машин просто поразительное».
Проблема в том, что на разработку Як-141 не хватило денег и времени. К тому же непонятен был экспортный потенциал этого самолёта — у СССР к тому моменту было много союзников, но развитый флот не имел практически никто, а использовать такие самолёты в других условиях было не слишком дёшево. В Lockheed пошли другим путём — они планировали освоить крупное поточное производство, поэтому собирали лучшие технологии отовсюду, где это было возможно
Почему F-35 продолжают падать
В истории с авариями истребителей F-35 примечательна одна едва заметная деталь: основная масса проблем выявляется только на палубных машинах, которые так или иначе используются для взлётов с повышенной нагрузкой на двигатели. В Як-141 для чудовищных нагрузок и температур использовали несколько жаростойких сплавов, а реактивное поворотное сопло представляло из себя слоёный пирог, в котором каждый слой, включая внутренние стенки сопла, изготавливался из особого типа сплава. В основу материалов легли ванадий-титановый и ванадий-хромовый сплавы, технология изготовления которых, по некоторым данным, не ушла к американцам вместе с чертежами.
Эти же сплавы применялись и при изготовлении топливной системы Як-141, которая, к слову, была единой на оба двигателя — и подъёмный, и маршевый. Точный состав поворотного сопла F-35 неизвестен, однако там (наряду с похожими сплавами) применяется жаростойкая керамика — такая же, как на американских кораблях Space Shuttle. Её, по некоторым данным, применяли для производства наружных элементов поворотного сопла. В теории такое решение выглядит более интересным, поскольку снижается вес детали и повышается её износостойкость. Однако что нормально для «Шаттлов», то для истребителя может оказаться смертельно опасно — при обычных полётах лётчики редко испытывали проблемы, но пилоты F-35, взлетающие с палубы авианосцев, регулярно жалуются на перебои в работе двигателей. Частично разгадка может крыться в солёной морской воде. На этих снимках хорошо видно, что новые, не пролетавшие и нескольких лет палубные истребители F-35C практически полностью потеряли радиопоглощающее покрытие корпуса.
По мнению кандидата технических наук, инженера-авиастроителя Евгения Дубровина, кроме фюзеляжа солёная вода и испарения могли оказать влияние и на другие компоненты самолёта.
Чтобы было проще, я проведу такую параллель: история с истребителями F-35 — это как вторичный рынок iPhone 13. Много кто пользуется, реальных отзывов мало, а при продаже слабые стороны высвечивать никто не станет. Ход по заимствованию некоторых технологий поворотного сопла был, вне всякого сомнения, удачным, однако либо сплав был подобран неправильно, либо на каком-то этапе произошло нарушение технологии. Перебои с подачей топлива, выход из строя топливных агрегатов (например, насосов) — это реалии применения F-35. У США до этого был отличный самолёт — F/A-18 Super Hornet. Там таких проблем нет и в помине. А к проблемам железа нужно добавить ещё и проблемы с софтом. В итоге при выходе на предельные режимы самолёт начинает «беситься», потому что отказы идут там, где их быть не должно.
Авиационные эксперты затрудняются ответить, в чём конкретно может заключаться проблема — то ли инженеры Lockheed Martin не до конца продумали технологию производства двигателя с поворотным соплом, то ли советские инженеры намеренно оставили в чертежах, уехавших на Запад, «троянского коня». Но отменить F-35 и заняться его доработкой уже нельзя — машина активно продаётся не только ВВС США, морпехам и флоту, но и всем возможным союзникам. Можно ли считать F-35 перспективным истребителем с огромным функционалом при таких дефектах — вопрос по-прежнему открытый.

.