Русские художницы XIX века

 

Русские художницы XIX века Не все с лёту смогут назвать фамилии наших женщин-художниц, особенно если речь идёт о XIX веке. Это и правда трудно сделать, поскольку их можно пересчитать по пальцем.

Не все с лёту смогут назвать фамилии наших женщин-художниц, особенно если речь идёт о XIX веке. Это и правда трудно сделать, поскольку их можно пересчитать по пальцем. Женское искусство расцветет только через сто лет, в ХХ веке. Тем не менее, они есть.
Можно назвать «великолепную восьмерку» дам, которые внесли значимый вклад в искусство, подготовили почву к росту доступности женского образования и слому патриархальных представлений о том, какие профессии приличны для женщин. Это Мария Башкирцева, Зинаида Серебрякова, Наталья Гончарова, Мария Якунчикова, Любовь Попова, Елена Поленова, Эмилия Шанкс, Соня Терк-Делоне
Зинаида Серебрякова (18841967) русская художница-реалист и деятель искусства в третьем поколении: её дед и прадед посвятили себя архитектуре, отец занимался скульптурой и живописью, а в дядях числился известный художник и критик Александр Бенуа. С кистью и холстом Зинаида подружилась с детства. Чтобы писать крестьянские будни, с рассветом приходила в поле. Брак с двоюродным братом родня не одобрила, поэтому художнице с супругом пришлось эмигрировать, оставив детей в России. Увидеть сына Зинаиде Серебряковой посчастливилось только спустя 36 лет.
Мария Башкирцева (1858 1884) первая художница из наших краев (родилась в Полтавской губернии, тогда Российская империя, теперь Украина), чьи картины, «Жан и Жак» и «Митинг», украсили стены Лувра. Однако большинство её работ не пережили Первой мировой войны. Помимо 150 картин, 200 рисунков и многочисленных акварелей, она оставила после себя и литературное наследие «Дневник», который вела с 15 лет на французском. После смерти автора его перевели на все европейские языки, а вскоре издали в Америке. Примечательно, что мать вырвала из дневника все страницы, на которых упоминались феминистические воззрения дочери. Известно, что Мария Башкирцева активно выступала за права женщин. Её «плечистой» натуре казались тесными не только общественные устои того времени, но и академические каноны живописи. Она отдавала предпочтение работе на пленерах, писала выхваченные из повседневных уличных пейзажей лица парижанок.
Якунчикова-Вебер Мария Васильевна (1870-1902)
Мария Якунчикова состояла в родстве с Саввой Мамонтовым, Василием Поленовым и Павлом Третьяковым, поэтому с юности была причастна к искусству для ее обучения живописью был нанят художник Николай Мартынов. Когда Марии было 18 лет, у нее обнаружили туберкулез (пугающее сходство с судьбой Марии Башкирцевой). Ради климата она переехала в Европу, где немало внимания уделяла декоративно-прикладному искусству, особенно керамике и выжиганию по дереву. Сергей Дягилев заказал Марии Якунчиковой обложку для журнала «Мир искусства». В 1900 году она участвовала в оформлении кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки в Париже, где ее работа получила серебряную медаль.
В 1896 году вышла замуж за врача Леона Вебер-Баулера, через два года у них родился первый сын. Рождение в 1901 году второго ребенка подорвало ее здоровье окончательно в 1902 году художница умерла.
Елена Дмитриевна Поленова (1850 — 1898)
Елена Поленова, сестра известного русского живописца Василия Поленова, близкая подруга Марии Якунчиковой, и художница, создававшая на полотнах сказочный мир. Ее интерес к мифическим сюжетам родом из детства: маленькой Лиле читали русские народные сказки. Елена Поленова обучалась у Ивана Крамского в Петербургской школе Общества поощрения художеств. Впоследствии несколько ее работ приобрел для коллекции сам Третьяков. Холсты со сказочными сюжетами, которые приходили Елене во сне, создавались ею в имении мецената Мамонтова, в Абрамцево. Имя Елены Поленовой редко упоминаются в энциклопедиях по живописи,и её вклад в развитие русской графики и декоративного искусства остается недооцененным.
Эмилия Яковлевна Шанкс (1857 1936)
Эта англо-русская художница стала первой женщиной-живописцем, принятой в Товарищество передвижных художественных выставок.
Двое из восьми детей Джеймса-Стюарта Шанкса Эмили и её младшая сестра Мария Яковлевна Шанкс (между прочим иллюстратор произведений Л. Н. Толстого) стали профессиональными художницами.
Эмилия Шанкс участвовала во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, выставках Московского общества любителей художеств, в галерее Лемерсье в Москве. После переезда в Лондон в 1913 году, выставляла свои работы в Лондонской Королевской Академии художеств. Отличительная черта жанровой живописи Эмилии Шанкс обязательное присутствие на полотнах детей: «Старший брат», «Трудная задача», «Любимая кукла», «Наём гувернантки», «Мыльные пузыри», «Гостья в институте». Картину «Новенькая в школе» приобрёл у автора для своей коллекции в 1892 году П.М. Третьяков.
Соня Терк-Делоне (1885 1979) живописец и дизайнер одежды, представительница Парижской школы и яркая фигура европейского авангарда, больше известная во Франции, нежели в России. Детство будущая знаменитость провела в Петербурге у дяди, который часто брал ее с собой в Европу, где Соня и пожелала получить образование. Толчком к творчеству стал брак девушки с известнейшим французским художником Робером Делоне, который стал ее вторым мужем. Результатом творческого тандема стал изобретенный парой вид кубизма «орфизм», а также «симультанизм» способ создания изображения круговыми цветными формами. Любовь к яркому цвету, согласно воспоминаниям Сони память о родине, ведь она появилась на свет в тогдашней Полтавской губернии. Художница успела оставить след и в мире моды, создавая эти изменчивые произведения искусства. В 1964 году в Лувре открывают первую в истории музея персональную выставку женщины-художника, организованную при жизни автора! На стенах ретроспектива работ мадам Делоне.
Наталия Гончарова (18811962) амазонка авангардизма и правнучатая племянницы той самой Натальи Николаевны Гончаровой, супруги великого русского поэта. Премудрости живописи постигала под руководством выдающегося художника и педагога Константина Коровина, вместе с мужем М. Ф. Ларионовым, одним из основателем русского авангарда, организовала объединение «Ослиный хвост». А в 1915 году получила приглашение Сергея Дягилева для работы над Русскими сезонами гастролями артистов оперы и балета, в Париже. Кстати, к слову о Пушкине: в свое время художница оформила и «Сказки о царе Салтане»!
Любовь Попова (1889 1924) русский авангардист, живописец и график, профессор ВХУТЕМАСа, которой посчастливилось работать плечом к плечу с отцами отечественного авангарда Весниным, Татлиным и Малевичем. Сжившись с их опытом, пройдя от супрематизма к конструктивизму и промышленной живописи, художница создала свой неповторимый стиль, отличающийся от «мужского» авангарда большей декоративностью. Искусству Любовь Попова успела обучиться не только в Москве, но и в Италии и Франции. Что интересно, истинная дама в каждой своей ранней картине она проявляла «мужские интересы» к техническому прогрессу, делая акцент на устройстве предметов, будь-то часы или жестяная посуда. Насквозь пропитанная романтическими революционными идеями создания городов будущего с домами-коммунами, она с усердием взялась за плакатную живопись и текстильный дизайн. Не чуждым художнице был и театр: она стала автором декораций для спектаклей Мейерхольда.
Жизнь художницы на пике творчества внезапно оборвала скарлатина. Незадолго до этого она похоронила мужа и сына. Самым дорогим полотном авангардистки является «Натюрморт с подносом», проданный в 2007 г. на Sotheby`s за $ 2844270. Работа долгое время находилась в частной коллекции и была известна лишь по черно-белой репродукции.

 

Русские художницы XIX века Не все с лёту смогут назвать фамилии наших женщин-художниц, особенно если речь идёт о XIX веке. Это и правда трудно сделать, поскольку их можно пересчитать по пальцем.

Источник


Добавить комментарий